Найти тему

Записки на полях книги Лоуренс Харрисона “Евреи, конфуцианцы и протестанты: культурный капитал и конец мультикультурализма”

Внимание! Это не конспект - тут мои идеи вперемешку с идеями книги.

Культурный капитал - это совокупность ценностей, верований и установок, ведущих компанию к достижению целей. Культурный капитал состоит из форм знания, навыков, образования и преимуществ, которыми обладает личность и которые дают более высокий статус в обществе.

Нравы в компании имеют особое значение для будущего бизнеса. Некоторые корпоративные культуры лучше, намного лучше, чем другие, способны реализовать потенциал тех, кто к ним принадлежит, а некоторые хуже. Культурный капитал добавляет новое измерение к более ранним понятия капитала, к числу которых относятся:

  • финансовый / ресурсный капитал или капитал как собственность (Адам Смит и Карл Маркс);
  • человеческий капитал - качество рабочей силы (Гэри Беккер);
  • социальный капитал - свойственная обществу тенденция поощрять объединение своих членов (Гленн Лоури, Джеймс Коулмен, Роберт Патнэм и Френсис Фукуяма)

Культурный капитал является определяющим для роста человеческого и социального капитала. В компаниях, где ценится успех и образование, больше человеческого капитала; в компаниях, делающих упор на этичное поведение и доверие, больше социального капитала.

Передавая своим детям установки и знания, необходимые для успеха в существующей в данный момент времени образовательной системе, родители наделяют их культурным капиталом.

Три подтипа культурного капитала индивида:

  • инкорпорированный культурный капитал: сознательно приобретенные и пассивно “унаследованные” свойства человеческого “я”
  • объективированный культурный капитал: собственность (научные приборы, произведения искусства);
  • институционализированный культурный капитал: дипломы, аттестаты, ...

Когда дела идут плохо. Когда люди видят, что дела идут из рук вон плохо, они склонны задавать себе один из двух вопросов. “Что мы сделали не так?” — таков первый вопрос. “Кто виноват в наших несчастьях?” — таков второй. Из второго родятся теории заговора и паранойя. Первый же ведет к совершенно иной модели мышления: “Каким образом мы можем исправить ситуацию?”.

Есть компании, в которых доминирует доктрина “зависимости” и паранойи, а есть где задаются вопросом: “Каким образом можно исправить ситуацию?”»

Этический кодекс компании, чаще всего существующий негласно, порождает поведение, формирующее доверие, а доверие имеет центральное значение для экономической эффективности бизнеса.

Образование является эффективным связующим звеном между человеческим и культурным капиталом. Образование приводит к росту заработков, улучшению здоровья, а также развивает полезные привычки и навыки человека на протяжении большей части его жизни. Внимание! Но не для каждого бизнеса это выгодно!

Конкуренция — это центральный элемент в успехе профессионала. В сопротивляющихся развитию бизнесах предполагается, что заменой ей будут солидарность, лояльность и сотрудничество. В сопротивляющихся развитию компаниях отрицательное отношение к конкуренции отражает узаконенную зависть и утопию равенства. Хотя такие компании порицают соперничество и превозносят сотрудничество, последнее в них встречается намного реже, чем в «конкурентных» бизнесах. Фактически можно доказать, что конкуренция — это форма сотрудничества, при которой оба соперника выигрывают от необходимости выложиться до конца, как в спорте. Конкуренция питает демократию, капитализм и многообразие мнений. Внимание! Но не каждому бизнесу следует развиваться!

Компоненты культурного капитала

-2
-3

-4

-5

Прогресс оказывается устойчивым, только когда его движущие силы действуют в первую очередь изнутри. «Нельзя достичь преобразования культуры, пока нет массовой уверенности, что с культурой что-то “не в порядке”, и пока не проведено систематическое обсуждение того, как можно исправить ситуацию. Чтобы культура имела значение, для начала нужно осознать, что она нуждается в изменениях».