За 15 лет до знаменитого на весь мир Сиссингхёрста писательница и садовница Вита Сэквил-Вест вместе с мужем, дипломатом Гарольдом Николсом, разбила свой первый сад, Long Barn. Вите тогда было 23 года. И было это чуть больше века тому назад. Давайте вместе прогуляемся по этому саду.
Участь Long Barn - быть вечной Золушкой. Этот сад в графстве Кент Вита Сэквил-Вест и Гарольд Николсон заложили до того, как нашли полуразрушенный замок Сиссинггхёрст и создали, наверное, самый знаменитый английский сад в мире. Но Лонг Барн обладает исключительным очарованием и, несомненно, был бы гораздо более известен, не окажись он в тени собственного младшего брата.
Чуть больше 100 лет тому назад назад Гарольд и Вита купили давно потерявший первоначальную форму дом XIV века. В книге своих воспоминаний «Portrait of a marriage» их сын Найджел Николсон (Nigel Nicolson) писал об этой старинной развалюхе, у которой есть магнетический шарм: «Полы были с безумно кривые, так что любая мебель быстро выходила из строя; крыша держалась скорее благодаря удачно выбранному углу наклона, чем несущим конструкциям. На месте сада был каменистый склон, заросший шиповником и крапивой». Собственно, «длинный амбар» (Long Barn), постройка которого датируется XVI веком, подняли по холму и пристроили к дому, переделав в гостиную. Она смотрит на юг, и отсюда открывается красивый вид на постепенно спускающиеся террасы сада, поля и лес на горизонте. Итак, дом очень-очень старинный, оттого и перекошенный. Прямо перед домом – белый сад.
Вита и Гарольд, переехав в Лонг Барн с удовольствием поделили работу: он заказывал растения в питомниках, а она занималась посадками и дизайном (конечно, не забывая о литературе). Супруги старались сохранить очарование кентской сельской жизни, поэтому не сажали модных в то время рододендронов, экзотических видов деревьев и кустарников (для неместных многолетников делали исключение); избегали они и солитерных посадок. Позже ту же самую философию они развивали в Сиссингхёрсте. Теперешние хозяева поддерживают идеи основателей. Спускаясь от дома сквозь весенний сад вниз по дорожке, я впервые понял, насколько хороши и самодостаточны весной василистники 'Elin' с сизой листвой.
Из весеннего сада можно попасть в небольшой водный сад, спрятанный «в шкатулке».
Мощенная кирпичом терраса перед домом – любимое место отдыха хозяев сада. Она выглядит еще солнечнее, когда расцветает золотистый фремонтодендрон ‘California Flory’ - им увит обращенный на юг фасад старого амбара.
Дверь хороша тем, что ее, кажется, ни разу не меняли с постройки дома.
Дорожка, идущая от террасы на восток, обрамлена стрижеными шарами самшита и хебе и массовыми посадками чистеца византийского. Уровнем ниже – вторая терраса с основным газоном, между подпорной стенкой и газоном - те же хебе, самшит и чистец..
Самый яркий элемент сада – рядовая посадка из двух десятков старых стриженых экземпляров тисса ягодного ‘Fastigiata’ (‘Stricta’), которая задает главную западно-восточную ось. Когда их сажала Вита, трудно было представить, как это будет выглядеть. Всему требуется время... Сегодня эти заматеревшие красавцы – главная достопримечательность в Long Barn.
В основу сада положена «ячеистая» структура и принцип террасирования, но впечатления, что он представляет из себя набор зеленых комнат, нет: газоны на широких террасах и партер дают ощущение большого пространства. Вот вид от «амбара» на самшитовый партер.
Восточная стена бывшего амбара и нынешней гостиной увита однократно цветущей плетистой розой Бэнкса ‘Lutea’ с махровыми желтыми цветками. Этот вечнозеленый вид попал в Европу из Китая в XVIII веке. В благоприятных климатических условиях (от 6-й зоны зимостойкости) побеги этой розы достигают до 8 м в длину.
Рядом с домом - вариация на тему пурпурного сада.
Участки сада, расположенные с восточной стороны, менее формальны, чем его западная и центральная части. На севере, на месте бывшего теннисного корта, находится розарий. Здесь растут сорта старинных роз и современные культивары Дэвида Остина, которые практически всем напоминают исторические розы.
Из розария можно выйти к старому плодовому саду, который Вита и Гарольд решили оставить, чтобы сохранить патриархальный дух кентского приусадебного участка.
Здесь не косят.
Розы еще не цветут (конец мая).
Место отдыха в розарии – под перголой, увитой глицинией. На заднем плане плодовый сад. На этом фото хорошо виден уклон в верхней, нетеррасированной части сада.
Один из входов в сад и его верхняя точка. Здесь начинается длиная пергола, увитая ароматными плетистыми розами.
Пергола и восход солнца)))
Отсюда, с самой вершины сада, открывается красивый вид на газон и лестницы, ведущие вниз к Голландскому саду. Эта «розовая» ось в направлении север-юг создает противовес большинству садовых дорожек, бегущих с запада на восток. А это вид на перголу с основного газона. Оцените, как сеется мелколепестник Карвинского.
Площадка перед «амбаром» и роза Бэнкса во всем великолепии.
«Настенный» миксбордер на подпорной стенке между первой (на уровне дома) и второй (основной газон) террасами.
Выход в «классическую георгианскую рощу», расположенную с востока от Голландского и с юга от плодового сада.
А это окаймление пруда в этой роще.
Когда-то этот пруд был купальным.
Возвращаемся к дому.
Вид с площадки перед домом на третью, нижнюю террасу и голландский сад.
Голландский сад, расположенный отличается пышными миксбордерами и мощенными кирпичом дорожками.
Шесть приподнятых цветников из красного кирпича, которые, возможно, сделаны знаменитым архитектором Эдвином Латченсом (Edwin Lutyens), задают формальную структуру. Романтичные яркие цветники из многолетников, «вываливающиеся» за ее рамки, выглядят благодаря этому приему еще эффектнее. Это «гремучая смесь» из бузульников, вероник, водосборов, гераней, диасций, ирисов, клематисов, коровяков, лилейников, луков, маков, молочаев, мордовника, незабудок, очитников, роз, тюльпанов, флоксов.
Нынешние владельцы – Ребекка и Ларс Лемониус (Rebecca and Lars Lemonius) – вкладывают в Long Barn всю свою любовь к цветам и бережное отношение к его богатой истории. Сейчас за садом ухаживает один садовник, ему помогает периодически приходящий помощник. Стиль по-романтичному мягкий и легкий, расслабленный и раскрепощенный, но не до такой степени, чтобы сад превратился в хоас. Ключ в поддержании этой стратегии лежит в умении обращаться с самосеющимися и расползающимися растениями.
Тем, кто хочет узнать больше про этот сад, сообщаю, что сайта у него нет, а нынешние владельцы будут рады принять гостей только в организованных туристических группах. Email хозяев можно узнать у меня.
Подписывайтесь на мой канал "Цветы и сады" в Яндекс Дзене.