— Судья даёт свисток о начале игры и хаоситы рвутся в бой!
— Даааа, прыти этим сорванцам не занимать!
— Ты только посмотри на это! Капитан Орочьей команды проломил голову нападавшему!
— Вот это да и это уже на первых минутах!
— Ну, ничего, в конце матча ему это припомнят!
— Мяч оказывается на газоне и его тут же подхватывают орки. Хаоситам, нужно, что то придумывать!
— А «Морг Н`Трог» уже придумал и ловким скоростным приемом перехватил мяч, передал его на фланг ииии... Оуууу, какое столкновение, ему придется покинуть поле.
— Ты только взгляни, буквально все хаоситы бросились на напавшего орка.
— На поле драка! Про мяч и судью все забыли, впрочем, как и всегда!)
Знакомство
В Blood Bowl Team Manager (BBTM) нам предстоит стать во главе одной из команд, что бы провести ее через сезон, собрав как можно больше трофеев, проломив побольше черепов и самое важное — завоевать любовь фанатов!
Начнем с того, что я расскажу вам о том, что в игре про Фэнтезийный Американский Футбол с Орками и Гномами не нужно знать ничего ни об Американском футболе, ни о фэнтезийных существах.
Сеттинг, выбранный для этой игры — один из самых оригинальных. Поэтому среди игроков,есть те которым он нравится, а есть те, кого от него воротит. Я принадлежу к первым и сделаю всё что смогу что бы перевести вас из второй категории в первую. Ведь игра то отличная!
Второе, что я бы хотел сказать — это то, что хоть на коробке и написано 2-4 игрока, но мне нравится игра в формате 1 на 1. Да, вы можете сыграть и втроем, и вчетвером и я уверен, что вы получите удовольствие, но в лучшей мере эта игра раскрывается именно в дуэльном формате.
В базе игры присутствуют два дивизиона в каждый из которых входит по три команды:
Old World Association (OWA) она же Ассоциация Старого Мира:
- Reikland Reavers они же Рэйкландские грабители — люди
- Grudgebearers они же Недоброжелательные бородачи — дворфы
- Athelorn Avengers они же Ательорские мстители — эльфы
Chaos Wastes Confederation (CWC) она же Конфедерация Хаоситских Отбросов:
- Skavenblight Scramblers (я даже пытаться не буду это перевести)- сквены
- Gouged Eye они же Выдавливатели глаз — орки
- Chaos All-Stars они же Звезды Хаоса — непосредственно Хаос!
Каждая из команд ассиметрична и имеет, как свои сильные, так и слабые стороны. Например, Орки очень сильны и имеют много атак, Эльфы же
наоборот слабоваты, но очень хорошо перехватывают мяч и делают пробежки(прокручивают колоду). А вот Хаоситы сосредоточились на атаках и на нечестной, грязной игре! Люди же — классические середнячки, имеют всего понемногу. Гномы плотные и мощные работяги. Крысолюди (Скавены) имеют хороший пас и могут зайти со спины, что бы применить грязный прием. При всем при этом расы являются хорошо сбалансированными и любой может выиграть любого, ведь эта игра о принятии решений!
Механика или «Как игра играется»
Главные механики это:
- Area Control он же Контроль территории
- Hand Management он же Управление рукой карт
(как бы топорно это не звучало) - Deck Building он же Построение колоды
А теперь по порядку) Самая важная механика в игре это несомненно Хэнд Мэнэджмент. Ведь имея на руках шесть карт, нам нужно так распределить их по матчам и чемпионатам, что бы выжать из этого максимум, заработав любовь фанатов, заполучив себе Звездных игроков и хапнув улучшения команды и персонала, да желательно пожирнее!
Следующим по важности идет Контроль территорий, который здесь представлен картой матча или турнира (про анатомию карт поговорим в разделе правил). С контролем территорий всё как везде — кто сильнее, того и территория, а в данном случае матч.
Ну, и напоследок — Построение колоды. Тоже важная механика игр, хоть и немного необычная, потому как классические колодостроительные игры, очень стремительные и быстрые (Star Realms они же Звездные Империи илиДоминион). В них ты просто сыгрываешь руку, применяешь свойства и набираешь новую.
Здесь же, между первым добором и полным сбросом карт, проходит немалое количество времени (хоть игра и длится 30-40 минут на двоих). В связи с таким нюансом, как медленное прокручивание колоды было, введено интересное правило — новые звездные игроки не уходят в сброс, а кладутся на верх вашей колоды, что гарантирует получение выбранного игрока в следующий раз! А звездные игроки — здесь сила!
Правила
В начале игры каждый из игроков получает стартовую колоду карт, счетчик фанатов и маленькую стопку карт улучшений команды, которые еще нужно заработать! На поле между игроками выкладываются по стопке карт звездных игроков каждого дивизиона (OWA и СWС), стопка карт улучшений персонала, формируется пул жетонов, а также самое важное — матчи и газетные вырезки из журнала «Spike!» — он же «ШИП!» Игру можно начинать!
Условие победы…
… — по окончанию сезона лидировать по количеству фанатов. Сезон обычно состоит из 5 недель (может быть, как увеличено , так и уменьшено количество раундов).
А откуда нам их взять? — спросите вы, а я вам отвечу. Фанатов вы будете зарабатывать за участие в матчах и турнирах, а главное за победы в них.
Пару, а иногда и значительную часть очков принесут карты улучшения персонала. Также, фанаты любят зрелищный футбол и пару раз эффектно отобранный мяч прибавит вам уважение и любовь болельщиков. А какой может быть эффектный отбор без пары сломанных ребер (жетоны нарушений)?
Фазы раунда
Каждый раунд мы делаем несколько вещей:
- Фаза подготовки
- Добираем руку и возвращаем карточки улучшений в боевую позицию
- Открываем карты матчей по количеству игроков
- Открываем карту журнала «Spike!» в которой могут быть как случайные события, так и турниры
2. Фаза розыгрыша карт
Карты игроков , как я уже и говорил, мы будем разыгрывать на карты встреч:
Которые имеют несколько зон:
Первый менеджер выбирает на какую из боковых зон он хочет отправить игрока и, если к концу матча, хоть один игрок его команды устоит — он получит бонус изображенный на карте. Победитель матча получит бонусы и своей боковой зоны, и центральной.
Давайте разберемся с наградами за матч и перейдем к игрокам их свойствам и разрешениям столкновений.
Итак, награды бывают:
- Фанаты (Флажки) — непосредственно то, за что мы боремся;
- Улучшения команд (Шипастый шлем) — их немного и они уникальны для каждой расы;
- Улучшения персонала (Шипастый мяч) — дают приятные бонусы и победные очки;
- Звёздные игроки (Звёздочки) — значительно усиляют потенциал команды.
После того, как менеджер выводит карту игрока на поле, он может активировать его свойства:
- Пас (Мяч) — игрок может переместить мяч из центра поля на одного из своих игроков, либо отобрать мяч у противника и поместить его на центр поля.
- Пробежка или Спринт (Стрелка) — игрок может взять 1 карту из колоды и после этого обязан сбросить любую карту, даже ту, которую взял.
- Борьба или Атака (Вспышка) — игрок может атаковать игрока противника по определенным правилам. Тут в ход идут кубики. Сравнивается сила атакующего и защищающегося. Если атака выше у игрока нападавшего, то он будет бросать 2 кубика и применять результат одного из них на свое усмотрение. Если силы равны, то будет брошен 1 кубик и игрок будет обязан применить результат. Если же сила атакующего ниже, то будет брошено 2 кубика, но выбирать какой результат будет применен решает игрок на которого нападают.
А результатов кубика всего три:
1. Пустышка -ничего не происходит
2. Вспышка — атака успешна и ты сбиваешь с ног или травмируешь игрока на которого была направлена атака
3. Крестик — самое веселое, игрок был столь неуклюж, что его контратаковали и сбили с ног
- Жульничество (Черепок) — единственное обязательное действие. Менеджер обязан выбрать из кучки жетон черепа и положить на игрока, не смотря на обратную сторону жетона. Результат тайна для всех. Жетон жульничества будет вскрыт в конце раунда в фазу подсчета очков.
Когда все игроки выложили все карты самым хитрым образом, применили всю свою изобретательность и вопиющее нарушили все тысячу восемьдесят три правила игры, можно переходить к:
3. Разрешение матча и подсчет очков
-Поочередно менеджеры вскрывают жетоны жульничества и применяют их результат.
А результаты бывают такие:
- Знакомые всем нам флажки-фанаты
- Звездочки силы
- Свисток, говорящий всем о том, что правила были нарушены таааак сильно, что игрок лишается возможности продолжать участие в матче, все его жетоны сбрасываются и не приносят ни фанатов ни силы, а он покидает поле, оставляя команду в меньшинстве.
— Суммируют силу игроков и добавляют к ним силу с жетонов жульничества и получаю награды.
Пару нюансов:
Во-первых, совсем забыл рассказать, что игрок на поле может быть в трех состояниях:
- Стоячий игрок
- Уложенный игрок( повернутый на 90 градусов) с этого момента действует сила изображенная сбоку, кроме того перестают действовать способности игрока. Уложенный игрок теряет мяч, если его свойство не говорит об обратном.
- Травмированный игрок — если по уложенному игроку была проведена успешная атака, он удаляется с поля и теряет все жетоны
Во-вторых — мяч. Игрок контролирующий мяч получает 2 дополнительных силы. В случае ничьей, побеждает игрок владеющий мячом. Если же ни 1 из игроков не смог захватить мяч, то никто из игроков не получает центральную награду.
— Очистка стола и подготовка к следующему раунду.
P.S. А еще же есть карточки улучшений команды, улучшений персонала и спец свойства игроков, множество из которых уникальны. Вот вам пару фоточек.
Вот и вся игра.Да, правила объемны, но по сути я здесь всё изложил с примерами и пояснениями, так что составить мнение об игровой механике вы уже смогли. А это значит, что нужно переходить к пункту:
Мнение
Плюсы
+ Отличная реиграбельность. Которая достигается за счет шести рас в базовой коробке, куче жетонов, куче уникальных событий, ну и конечно же рааандоом
+ Интересный и фановый геймплей, который не теряет в глубине
+ Сбалансированность и это при шести расах!
+ Насыщенность по принятию решений на единицу времени
+ Отличное оформление и исполнение
И самое важное, я чуть не забыл, это потрясающая атмосфера игры + фирменный юмор, о котором поговорю в «Финальных мыслях».
Минусы
А они к сожалению есть. Немного, но есть:
— Спорный сеттинг не каждому может понравится Американский футбол с Орками и Эльфами (мне он пришелся по душе,надеюсь вам тоже)
— Отсутствие локализации, а это значит английский текст. И, если со свойствами разобраться можно, там нет ничего сверхъестественного, то вот какие-то названия и художественный текст с юморесками дается с трудом
— Вот такой крооошечный минус. Лично для меня было не очень удобно использовать кучку жетонов жульничества разбросанных по столу .
Что бы исправить это, мы вытащили мешок из другой игры и пытались играть с ним, по глупости. Ведь, когда ты вытаскиваешь жетон из мешка, ты можешь увидеть результат, а это в игре запрещено…
— Ну и конечно наш любимый рандом, а его тут достаточно. Рандом в приходе карт, рандом на кубиках, рандом в жетонах Жульничества, кому-то 3 силы и 2 фаната, а кому-то 2 свистка…
Финальные мысли
Отличная игра с интересным сеттингом и отличным гемплеем. Евро слилось с америтрешем в едином порыве создавая динамичную, глубокую игру. При этом она очень атмосферна, ты прям проникаешься болением за каждого своего игрока. Так еще, если с английским не плохо, то можно почитать художественный текст для большей атмосферы. А он, между прочим, очень забавный. Например, на карте гнома, который выезжает на поле на огромной газонокосилке с шипами, написано:
— О,Боже! Вот это тооооочно не может быть легальным!!!
— Это абсолютно точно запрещено, Боб! Но ты действительно хочешь пойти и сказать им об этом?
Ну, разве это не прелесть?
Blood Bowl Team Manager — 12 размазанных черепов из 10
А по факту честнейших и заслуженных 9 из 10
Спасибо,что дочитали до конца с вами был Станиславский и STNL-Blog