Так, сказать, "повтор, по заявкам радиослушателей". Фанатам, практикам и самоучкам цигун посвящается. Свалил все сразу в одну кучу. Читайте и наслаждайтесь!
Из книги даосского Учителя Тянь Чэнъяна (田诚阳) (Перевод с китайского: Бушин Н., Константинов В.):
"Вопрос: В методах работы совершенствования-плавки чистого покоя, в момент, когда двинулась единая ци прежнего неба, возможно ли прибавить методы цигун ведения мыслью для того, чтобы подтолкнуть единую ци прежнего неба, дабы ускорить успешное завершение работы?
Ответ: Этот вопрос весьма наивен. Следует знать, что прежнее небо и последующее, чистый покой(цинцзин) и мысль, совершенствование-плавка и цигун, говоря в определенном смысле , являются двумя понятиями, полностью идущими в диаметрально противоположных направлениях. Прежнее небо является не рождением мысли, рубежом пустоты десяти тысяч идей, а последующее небо является рождением сознания,чувством наличия мысли и сердца. Чистота и покой – это прежнее небо, мысль - это последующее.
Совершенствование-плавка ратует за чистый покой, что противоположно использованию мысли, цигун же утверждает ведение мыслью, непременную необходимость использования мышления. В тот миг когда единая ци прежнего неба двинулась – это рубеж чистого покоя, нет формы и образа, нет распознавания и сознания, только так можно заиметь тончайшее, великое творение понимания жизни и избегания смерти. Ведение мыслью в цигун – это использование мысли, приводящее к перемещению ци. Эта ци является ци последующего неба или ци мысли и ложных желаний, полностью относящееся к последующему небу, способную только лишь помочь прочистить кровеносные сосуды, укрепить тело и избавиться от болезней, устранить дискомфорт, и еще можно породить болезнь.
Если в момент, когда единая ци прежнего неба двинулась, использовать ведение мыслью цигун для того, чтобы подтолкнуть ее движение - то это равносильно тому, чтобы в чистую воду кидать грязь, не только загрязнишь, но и нанесешь вред. Рождение единой ци прежнего неба по сути относится к естеству, недопустимо ни на сколько смешивать с мутными мыслями последующего неба, в таком случае разрушишь прежнее небо и в Великом Дао трудно будет достичь успеха. Каким же образом можно помочь раньше достигнуть успеха в гунфу совершенствовании-плавке, разве не огромное заблуждение? В особенности, людям, изучающим и выплавляющим гунфу даосской семьи Китая, ни в коем случае нельзя подвергаться низким идям цигун и входить на ошибочный путь!"
Отличие методов и принципов цигун от старых традиционных систем
Собственно что такое «цигун» в общепринятом на сей день смысле: Китайским словом цигун называют систему упражнений, направленных на регуляцию ци (первая часть слова) - жизненной биоэнергии организма, вторая часть слова - гун, то есть работа. Иными словами, цигун означает работу с ци. Цели этой работы могут быть разные. Управляют ци с помощью мысли, сосредоточивая внимание по принципу:
"Мысль ведет ци, ци ведет кровь".
Т.е основополагающее – это мысль. Мысль – это работа ума. Т.е цигун это работа с ци посредством ума.
.
Старые же традиционные системы яншэн строились ровненько на противоположном принципах. Цитирую:
О взращивании жизни (яншэн):
Взращивание жизни — это взращивание сердца
взращивание сердца — это отсутствие сердца
отсутствие сердца — это отсутствие ума (рассуждений)
отсутствие ума — это отсутствие страстей
отсутствие страстей — это отсутствие человека (человеческих свойств)
отсутствие человека — это соединение с Дао
соединение с Дао — это возвращение к Истине….
"Как это не парадоксально, но в реальности «древний традиционный китайский» цигун в том виде как он есть сейчас, никогда не существовал вплоть до конца 40-х- начала 50-х годов 20 века. Более того именно Коммунистическая Партия Китая фактически «изобрела» цигун, равно как и не малую часть того, что мы знаем под названием «китайские боевые искусства». Все это – по сути это новоделы, созданные в 50-е годы.
----------------------<cut>----------------------
Из письменных источников и устных наставлений старых Мастеров известно, что до начала ХХ века, в Китае широко использовались, в зависимости от среды их возникновения, разнообразнейшие термины и названия. Например: туна, даоинь , синци, ляндань , хюаньгун, нэйгун , сюдао, яншэнгун , цзингун, дингун, сингун, цзочань, нэйянгун и др. Все эти названия по большей части не очень знакомы западному обывателю. И только в 1934 г. была опубликована книга Дун Хао о методах лечения и профилактики легочного туберкулеза , где был впервые применен новый термин - цигунотерапия.
А в 1958 г.( внимание на дату- это важно) в КНР врач Лю Гуйчжень издал свой «Курс цигунотерапии», где в рамках, принятых в китайских культуре и традиции, подробно разобрал содержание этого термина. И только тогда он утвердился в качестве официального.
Теперь собственно сама история:
После образования КНР в 1949г. в 50-е годы встал вопрос о вхождении адептов традиционной китайской медицины в официальную медицинскую систему КНР на равных правах с «западной медициной». Причина была в том числе и в широкой доступности ТКМ, по сравнению с западной. На тот период на 500 миллионное население приходилось 12 000 «западных» врачей и почти 400 000 представителей ТКМ. В связи с этим на Первой Национальной Конференции по Здравоохранению в июле 1950 было заявлено: — «Китайская медицина должна учить научное знание Западной медицины, а Западная медицина должна учить универсальный, популярный дух Китайской медицины…»
Во второй половине 50-х годов было проведено множество исследований по интеграции традиционных китайских знаний и западной научной мысли(акцентирую!!!! сей факт очень важен для всей нашей дальнейшей лекции).
Также, еще один немаловажный момент: в то время очень сильно политизировались все аспекты жизни. И через серию дебатов как-то так вышло что китайская медицина стала символизировать китайский национализм и популизм, а западная медицина стала символизировать элитарность и ориентированность на внешний мир. Китайцы вообще относятся к вопросу национальной идентичности очень остро.
В 1954 в Женминь Жибао(печатном органе КПК) даже появлялись статьи, которые критиковали последователей западной медицины за «приверженность буржуазным концепциям» и за «неуважение к медицинскому достоянию Родины».
Кто такой был упоминаемый выше автор термина « цигун» Лю Гуйчжен? В возрасте 27 лет, в 1948 году он работал врачом в освобожденном районе южной части провинции Хэбэй. Страдая несколькими хроническими заболеваниями был признан коллегами неизлечимым с точки зрения классической медицины. У него диагностировали в тяжелой форме язву желудка, неврастению и туберкулез. От слабости он не мог даже ходить. В течении долгого времени многие врачи китайской и европейской медицины оказывали ему помощь, но надежды на выздоровление не было.
Лю вернулся к себе домой в провинцию Хэбэй, где по совету народного целителя Лю Джучжоу стал лечиться методами китайской гимнастики.
Метод лечения состоял в исполнении двигательных, дыхательных упражнений и диеты. Через 100 дней, были диагностированы заметные улучшения и признаки излечения от язвы желудка и туберкулеза. После этого он вернулся к своей регулярной работе врача. В результате партийное начальство заинтересовавшись результатами отравило его опять к Лю Джучжоу для изучения его метода лечения.
После возвращения Лю Гуйчжен был командирован в санаторий для кадров КПК. Местные руководители присоединили к нему группу докторов с целью систематизации опыта. Врачи во главе с доктором Хуан Юетином - директором Исследовательского Департамента Здравоохранения южного Хебея, занялись извлечением «чистого» метода , «очищенного» от всех религиозных суеверий и «феодальных пережитков».Т.е за дело взялись медики с традиционным европейским образованием и партийными билетами.
В 1955 г. под руководством Лю Гуйчжэнь провели клинические исследования методов лечения цигуном и получили хорошие результаты.
"В результате клинических испытаний этот метод лечения гимнастикой и дыхания был признан эффективным при лечении язвы, диспепсии, неактивного легочного туберкулеза, гипертонии, общей слабости и некоторых других хронических заболеваний. "[Журнал «Китай» за сентябрь 1956 г.]
Лю Гуйчжен несколько раз ездил в Пекин, где представлял результаты своих практик высшим представителям власти. 19 декабря 1955 года, Национальное Министерство Здравоохранения официально поблагодарило его за доклад, и Лю был отмечен статьей в Женминь Жибао. Сам Мао Цзэдун назвал его «продвинутым работником» и он удостоился личной встречи с чиновниками высшего ранга. Влияние этих лиц было, можно сказать, решающим. Что является характерной чертой этого времени, это то, что цигун был не просто наследием предков, а еще это было и новейшим завоеванием революции. При всех нападках и обвинениях в «средневековых суевериях», защитники цигуна могли заявить, что цигун это не суеверие, а новейшее объединение научного подхода, западной медицины и китайских народных знаний, и что сам товарищ Мао поддерживает эти начинания.
Лю Гуйчжэнь, опираясь на накопленный опыт и собственное понимание проблемы, написал книгу «Практический курс по методам цигунотерапии» («Цигун ляо фа ши цзянь»), где обобщил методики упражнений трех видов: нэйянгун («метод взращивания внутреннего, цянчжуангун («укрепляющий метод») и баоцзяньгун («оздоровительный метод»).
Начиная с 1956 г. сначала в санатории г.Таншань, а затем на курорте Бэйдайхэ были сформированы тренировочные группы, чтобы готовить специалистов по цигуну для медицинских учреждений страны.
Особо следует подчеркнуть, что в ходе проведенных в санатории многочисленных клинических изысканий выяснилось: ключевым моментом упражнений является «расслабление» (в том числе освобождение от психической напряженности и расслабление мускулов и суставов всех частей тела). Установлено также, что это один из важных способов не допускать побочных явлений при выполнении упражнений.
В последующий период во многих медицинских заведениях страны открылись отделения по стационарному и амбулаторному лечению с помощью цигуна. Заметные результаты были достигнуты при лечении таких, например, заболеваний, как язвенная болезнь, туберкулез легких, хронический гепатит.
Все это позволило цигун получить стремительное развитие. Возникновение и рост цигун шли как раз вместе с Большим Скачком и были частью политики противостояния Западу. Именно в этот период закладывались основы для бума цигуна после Культурной Революции.
А потом «пришла» она - Культурная Революция. Пресса стала атаковать цигун как «феодальный пережиток», «мусор истории», «идеализм» и так далее. Сам Лю Гуйчжен был обвинен как «создатель ядовитого семени цигуна», его исключили из партии и отправили исправляться на ферму. Центр цигуна в Бейдахэ был закрыт, а его сотрудников отправили чистить общественные сортиры.
После окончания Культурной Революции, цигун получил второе рождение. Причиной бума цигун в 80-е годы в Китае, стала целая комбинация причин. Это были мастера цигун, получившие образование в 50-е и 60-е годы в санаториях, «научное подтверждение существования энергии Ци, и, конечно, воля китайских элит, желавших использовать цигун как часть своего «уникального китайского пути». После смерти Мао Цзедуна, Министерству Здравоохранения был предоставлен 100 страничный доклад, в котором говорилось что цигун может излечивать рак и предлагался метод лечения основанный на объединении цигун и западной медицины( это уже по второму кругу).
Из важного, но старого наследия предков, цигун моментально вышел на передовой край современной науки. Любой защитник цигуна теперь мог апеллировать к научно доказанному существованию энергии ци. Несколько важных фигур в политическом мире Китая обратили пристальное внимание на данный феномен и это немедленно обеспечило властную поддержку всего цигуна в целом.
В сентябре 1979г. была проведена первая научная конференция по цигуну, под патронажем Министерства Здравоохранения и Национальной Ассоциации Науки и Технологии. На конференции было решено создать всю необходимую инфраструктуру по научному исследованию цигун. Эксперименты были показаны по телевиденью и о них печатались статьи в массовых научно-популярных журналах.
В 1980г. санаторий в Бэйдахе был вновь открыт, и первосоздатель цигуна Лю Гуйчжен, пострадавший в годы Культурной Революции стал его директором. Цигун легко привлекал внимание китайских СМИ. Ведь это было волнующее, позитивное, неполитичное движение с харизматичными лидерами. Про него писать было безопасно, а истории неизменно пользовались успехом. Постепенно сложился тренд обращать внимание на то что у некоторых лиц практикующих цигун стали появляться паранормальные способности или сверхсилы типа сверхчувствительности, телепатии, левитации, невероятной физической силы и так далее. Это привлекало дополнительный интерес.
Итак, комбинация трех элементов – научного базиса, журналистского энтузиазма и политической поддержки позволила выйти на свет новым «суперзвездам» - мастерам цигуна. В 1993 году вышла «Энциклопедия Современного Китайского Цигуна», которая перечисляет около 500 мастеров, с большим или меньшим числом последователей, появившимися в годы цигунного бума.
Стоит отметить, что из этих мастеров меньшинство относит себя к школе Лю Гуйчжена перед Культурной Революцией, почти четверть относит себя к дореволюционным школам и практикам, которые передавались от учителя к единственному ученику на протяжении поколении. То есть в это время мастера уже не боялись запятнать себя связью с «феодальными пережитками». Скорее наоборот это было в какой-то мере престижно. Тут интересно, что до этого про них никто не слышал и не видел, а тут вдруг они повылазили из всех щелей. Скорее всего половина из них выдумана авторами, и вся эта "древняя" передача от учителя-ученику не более чем байка для колорита
То есть как мы видим к концу 80-х годов, бум породил массовое движение, вовлекшее сотни миллионов людей по всей стране. По некоторым оценкам цигун в той или иной степени практиковал каждый пятый китаец. Цигун поддерживался на самом высоком уровне, и пропаганда рассматривала его как инструмент строительства «социализма с китайской спецификой». Цигун это был свой особый путь в медицине. Путь, подчеркивающий особенность, уникальность и передовой характер Китая в мире. Китайцы относятся к вопросу национальной идентичности очень остро .
К началу 90-х бум по-утих, но в целом интерес к практикам цигун устойчиво сохраняется до сих пор."
Источники:
1. Статьи и лекции Д.Моисеева
2. Статьи, лекции и переводы с китайского В. Константинова
3. Алексей Попов . Статьи « История цигун» , «Бум цигун»
4. Лю Гуйчжэн. «Новый метод лечения болезней.». Журнал «Китай». 1956 сентябрь.
5. Liu Guizhen 劉貴珍, Qigong Liaofa Shijian 氣功療法實踐 (Shijiazhuang: Hebei renmin Chubanshe, 1957
если кого забыл упомянуить - не обессудьте
Минск, 2108