Разглядывая в интернете фотографии младенцев в каких-то удивительных позах, я нередко задумывалась, а не куклы ли это? Во всем мире давно пользуются популярностью ньюборн-фотосессии – съемки новорожденных. Малыши в шапочках сладко посапывают в красивых корзиночках, лежат, подперев голову крохотным кулачком. Как удается сделать такие снимки, тяжело ли работать с младенцами и кому все это надо, «ДП» рассказала Лидия Савинова – один из первых профессиональных фотографов новорожденных в Дагестане.
– Как вы стали фотографом?
– Мое увлечение фотографией началось после того, как я вышла замуж. А толчком послужили не очень удачные свадебные фото, которые нам сделали. Я стала изучать фотошоп, вникать, что к чему. Потом купила первую камеру. Стала пробовать. Так и увлеклась фотографией. Это был 2010 год. Пару лет снимала свадьбы. И не могу сказать, что это было именно мое, потому как особого кайфа не испытывала. После посещения первого мастер-класса поняла, что так, как я хочу снимать, в Дагестане не получится. Поэтому от свадеб я отошла. В детскую фотографию пришла уже тогда, когда у меня дочка родилась. Она меня сподвигла снимать деток, но взрослых – от шести месяцев. В 2014 году я сняла первого новорожденного, ему был месяц. Это был ребенок коллеги. Результатом осталась недовольна. Потом было еще несколько попыток, которые убедили меня в том, что здесь без специальных знаний не обойтись.
Стала посещать мастер-классы, все они были выездными. У меня план – хотя бы один мастер-класс в год я должна посетить. График чаще всего выстраиваю, когда у мужа отпуск. Всей семьей мы куда-нибудь выезжаем, в основном, в Москву или Питер. И там я выбираю фотографа, у которого можно поучиться. Совмещаю приятное с полезным.
– Сложно работать с малышами?
– Я фотографирую детей разных возрастов. Снимать младенцев – это не легкая задача, как может показаться. Вся фишка в том, что ребенок во время съемки должен спать. У ребенка первого года жизни есть несколько периодов, когда с ним можно проводить удачные фотосессии. Это 5-14 дней, 3-4 месяца, когда голову начинает держать; 7 месяцев, когда сидит самостоятельно, и ближе к году, пока еще не пошел. Четыре периода, когда малыши кардинально меняются в плане своих навыков. И когда их комфортно фотографировать и для самих малышей, и для его родителей, и для фотографа. Для меня важно, чтобы родители остались довольны и не вышли из студии с мыслями «наконец это закончилось». Чтобы все остались довольны процессом и результатом.
До 14 дней я фотографирую малыша, пока у него не начались колики и сон еще не такой чуткий. Укачала, положила, переложила. Эти все нюансы младенческой съемки я узнала благодаря трем мастер-классам по ньюборн-съемке. Это самый сложный вид работы в техническом плане, очень большая ответственность. Я просто не имею права совершить ошибку, держа в руках крошечного ребенка. Родители не пугаются, видя, в какие позы я укладываю малышей, доверяют мне. Мамы, конечно, присутствуют на съемках. Я никуда никого не выгоняю. Ко мне должно быть стопроцентное доверие. Без доверия к фотографу съемка не получится, потому что мама будет нервничать, ребенок чувствует состояние мамы и не спит. Это тоже очень важная составляющая, чтобы мама в процессе съемки была спокойна. Поэтому все делает фотограф. Чаще всего мамы садятся на диванчик, пьют чай-кофе и отдыхают. Периодически малыша мы подкармливаем, если бутылочкой – то это тоже делаю я. Не так давно ко мне пришла мама с тремя детьми. Она хотела ньюборн-фотосъемку, а старших деток не с кем было оставить. Естественно, маленькие дети не высидят три часа в жаркой студии. Во время съемок я прогреваю ее до 30 с лишним градусов. Мама оставила мне младенца и со старшими детьми ушла на прогулку.
– Чаще всего съемки новорожденных проходят в студии?
– В основном, да. Но вот сейчас в связи с наступлением холодов многие спрашивают, выезжаю ли я на дом. Это возможно, но все же лучше приехать ко мне, потому что во время работы я использую много атрибутов, возить все с собой просто физически невозможно. Раньше, когда только начинала работать, я не настаивала на студийной съемке, часто выезжала на дом. Я приезжала на такси, все заднее сидение машины и багажник были заняты аксессуарами, которые могут понадобиться во время работы. И когда все это видели мамы, очень сильно удивлялись. Есть еще один плюс студийной работы: мамочки отдыхают, некоторые даже засыпают. Потому что во время съемок часто используется «белый шум», чтобы помочь младенцу заснуть.
– Как долго длится съемка?
– От двух часов и выше. Самая длинная съемка была пять часов. Но непосредственный процесс съемки, когда я держу в руках фотоаппарат, из этих пяти часов может составлять полчаса. Все остальное время мы кушаем, меняем подгузник, переодеваемся.
– Насколько ньюборн-фотосессии популярны в Дагестане?
– Сейчас это направление в фотографии набирает обороты. Если год назад у меня был один звонок в месяц, то сейчас у меня запись на несколько месяцев вперед. Я думаю, еще 2-3 года, и этот вид съемки будет у нас еще более востребован, дагестанцы откинут все суеверия и предрассудки и захотят запечатлеть своих новорожденных малышей на память. Желающих на такую съемку много, но пока пугает цена. Люди не совсем адекватно реагируют на стоимость, потому что не понимают, из чего она складывается. Часто предлагают оплатить час работы. Но ведь нет гарантий, что ребенок проспит весь этот час, и мы сможем снять то, что запланировали. На съемку новорожденных я выделяю целый день.
Главное требование к ребенку – чтобы он спал. С малышами нужно уметь договариваться. Как мне кажется, у меня это неплохо получается. Новорожденных я считаю самыми разумными существами на земле. Посмотришь им в глаза и видишь целый космос. Они смотрят на тебя очень мудрым взглядом. Я общаюсь с ними как со взрослыми, объясняю и уговариваю, подбадриваю.
– Что нужно, чтобы стать фотографом новорожденных?
– Обязательно нужно образование. Мастер-классы по съемке новорожденных очень дорогие, но необходимо хотя бы на одном побывать. В Дагестане фотография для многих – коммерция. Но если, к примеру, свадебную съемку можно рассматривать как бизнес (ты можешь и не любить это дело, просто пришел, отщелкал), то к съемке младенцев совсем другой подход, это высокое искусство, которое требует очень большой ответственности. Об этом никогда нельзя забывать, потому что в твоих руках маленький ребенок. Одно неверное движение и можно навредить. Не во все позы без специальных знаний можно уложить. Нужно точно знать, как можно делать, а как нельзя, ведь тебе доверяют самое дорогое, что только может быть, – свое родное дитя.