Было это давно, в конце 50-х годов прошлого века. В те годы бурного развития отечественного автопрома наращивались и поставки советских автомобилей за рубеж. Попала в список импортеров советских автомобилей и молодая Индонезийская республика, избавившаяся, не без помощи СССР, от колониальной зависимости. Большую часть из поставленных в эту страну автомобилей составили вездеходы ГАЗ-69, и вот почему. Становление вооруженных сил страны требовало их тотальной модернизации. В связи с этим в 1957 г. начались переговоры о поставках в страну советского вооружения и военной техники. Для армии в том числе планировалась и закупка современных джипов. Под это дело в 1958 году объявили тендер и провели сравнительные испытания представленных автомобилей. Эта борьба была жесткой. Вот что писали местные газеты того времени о соревнованиях: «Они проводятся в Юго-восточной Азии впервые. Это самые крупные и серьезные испытания, которые когда либо проводились здесь для автомобилей европейских фирм». В общем то ГАЗ-69 никто всерьез и не рассматривал. Колониальное прошлое страны сохранило большое количество поклонников продукции бывших хозяев, да и подход буржуев, когда впереди маячит солидный государственный заказ на покупку и обслуживание большой партии автомобилей, вполне известен. Заголовки газет запестрели статьями: русский «ГАЗ» — «аутсайдер»!
Программа испытаний включала в себя восемь этапов. Первый из них – безостановочно ( остановки только для заправки и смены водителя) преодолеть четыре тысячи километров. Вместе с индонезийцами за руль «ГАЗ-69» сели и советские водители. На старт пробега вместе с двумя 69-ми вышли два «Лэндровера», два «ДКВ», и один «Остин-джипси».
На втором этапе, который проводился на шоссе, «козлик» начал отставать. Не мог он угнаться за буржуйскими джипами, особенно когда в рамках испытаний к автомобилям добавили прицепы весом в 750 килограммов.
Но чем хуже становились дороги, тем больше очков в свою копилку складывал 69-й. Постепенно борьба велась уже между ним и «Лендровером». Правда, и другие участники не собирались сдаваться. Индонезийский подполковник, толи ярый поклонник немецкого автопрома, толи просто лоббист определенных интересов, добился у комиссии разрешения испытать вне зачета ДКВ на крутом подъеме, и погнал её на вершину крутого холма. До вершины он не доехал, автомобиль кувыркнулся, военный загремел в госпиталь.
Дальнейшие испытания по скоростному преодолению грунтовки осталось за «ГАЗ-69». Но перелом наступил при форсировании брода. Первым преодолевать его отправился «Лендровер», встав где-то на середине. Председатель испытательной комиссии, явно не бескорыстно переживая за имидж британского внедорожника, предложил советским представителям отказаться от этого испытания - в конечном счете, судьба первого места предрешена — его разделит «ГАЗ» с «Лэндровером», зачем видеть зрителям по берегам реки, как завязнет и вторая машина. Но «ГАЗ» поехал. И не завяз, преодолев брод и вернувшись обратно.
А был еще и берег Индийского океана, где «козлику» несколько раз приходилось вытаскивать увязший в песке «Лендровер»…
В общем, тендер был выигран. Первые поставки автомобилей начались в этом же году - 100 машин были направлены в ВВС Индонезии, а еще 400 – были предназначены для сухопутных частей. Поставки продолжились и в 1960-х годах. После окончания срока службы автомобили списали, но часть из них оказалась руках частников.
Сейчас в стране действует клуб владельцев автомобилей ГАЗ-69, а количество «живых» внедорожников насчитывает пару сотен.
Это интересно.Вспоминаем наши игрушечные танки из СССР!