В России строят национальную модель активного долголетия
Население России, как и многих европейских стран, стремительно продолжает стареть. По прогнозу Росстата, доля граждан старше трудоспособного возраста в Российской Федерации увеличится с 2016 года по 2025 год с 24,6% до 27% и составит 39,9 млн человек. А это значит, что перед государством и обществом все более зримо стоит задача не только обеспечить основные потребности людей старшего поколения для поддержания достойных условий жизни, но и создать возможности для их деятельного участия в политической, социальной, культурной и других сферах. Системное решение этих вопросов по-прежнему остается вопросом будущего, но ряд российских регионов уже наработали собственные положительные практики активной старости.
Первые шаги на пути к новому пониманию проблем пожилых людей в нашей стране были сделаны в 2002 году, когда Россия приняла участие в разработке Мадридского международного плана действий по проблемам старения. Задача этого документа — помочь государствам разработать их собственные национальные программы для граждан старших возрастов.
Стратегическая база. Три приоритетных направления плана для действий были обозначены так: пожилые люди и развитие общества; здоровье и благосостояние в пожилом возрасте; условия, способствующие и поддерживающие индивидуальное развитие человека в течение всей его жизни.
В тот момент специалисты отмечали, что пока на государственном уровне в нашей стране нет нормативно-правовых актов, где бы прописывалось, что Россия придерживается доктрины активного долголетия, общепризнанно в европейских странах. Например, в 2012 году эксперты под эгидой Европейской экономической комиссии и гендирекции Европейской комиссии по вопросам занятости, социальной политики и интеграции разработали индекс активного долголетия — инструмент оценки политики разных стран в этой области. Он включает показатели по занятости пожилых людей, их вовлеченности в жизнь общества, независимости, здоровья, социальной защищенности, а также благоприятной среды. Как отмечает директор Института соцполитики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова, под руководством которой эти показатели на волонтерских началах измеряются в России, собственный индекс активного долголетия мог бы стать официальным инструментом, заложенным в концепцию активного долголетия, который показывал бы, где есть пробелы и куда нужно в большей степени инвестировать, чтобы достигать прогресса.
Однако ситуация не стояла на месте. В 2016 году в России была утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года. Основной целью этого документа заявлено устойчивое повышение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения, стимулирование их активного долголетия. «Стратегия нацелена на улучшение качества жизни граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальных возможностей и потребностей. При разработке данного документа учитывались положения Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также Мадридского международного плана действий по проблемам старения населения 2002 года», — отметил в этом году на 56-й сессии Комиссии социального развития ООН в Нью-Йорке заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Черкасов.
С учетом состояния здоровья и показателей продолжительности жизни старшее поколение в стратегии условно разделено на три возрастные группы. Первая из них — граждане от 60 до 64 лет — признаны достаточно активными в экономическом и социальном плане людьми, главным образом продолжающими трудовую деятельность. Вторая группа — граждане от 65 до 80 лет — это, как правило, люди менее активные, многим из которых требуется медпомощь и соцуслуги.
Читайте полностью по ссылке.