26 октября независимому книжному издательству “Чтиво” исполняется один год. Журналу “Мост” удалось лично встретиться с основателем издательства Сергеем Иннером и выяснить, как на самом деле сегодня в России устроено независимое издательство.
Как появилась идея создать издательство «Чтиво»?
— Несколько лет назад я написал роман, который нигде не захотели издавать, несмотря на то, что в сети мои произведения становятся вирусами. Текст книги, со слов некоторых редакторов, им понравился, но не было подходящей серии. Так я понял, что неформатная литература к нынешней издательской системе неприменима. Появилась идея создать издательство, которое бы на ней специализировалось. Быстро отыскались люди, которые разделили эту идею, и в прошлом году проект успешно стартовал.
Сможете тогда назвать основную миссию, сверхцель вашего проекта?
— Миссия в том, чтобы создать качественный бренд, отвечающий за неформатную художественную литературу. Я убежден, что неформат может и должен быть качественным, несмотря на то, что в больших издательствах он не востребован в силу многих причин. Но их тоже можно понять. Потому что это, во-первых, бизнес, то есть они издают то, что лучше продается. Во-вторых, наверняка, есть какие-то запретные темы, которые они предпочитают обходить. Так что мы решили взять эти риски на себя. А что касается сверхцели, это пока предпочту оставить в секрете.
Получается, что «Чтиво» – это антагонист книжного бизнеса? Или все же его неотъемлемая часть? Такой некий протестный литандеграунд, а на деле все та же коммерция?
— Мы не против чего либо, мы скорее за что-то. Несмотря на то, что “Чтиво” контркультурно, мы не собираемся идти против системы. Мы конструируем свою собственную. Хотим сделать образец издательского бизнеса, который будет, во-первых, более современным, во-вторых, более экологичным, чем тот, что существует сейчас. Поскольку мы с вами входим в цифровую эру, когда в том числе и произведения искусства становятся цифровыми, всё более актуальны электронные книги. Несмотря на то, что бумажная книга имеет бо́льший статус, электронные книги удобнее для тех, кто путешествует, не любит копить много вещей и ценит скорость получения информации. Мы создаем электронные книги, прежде всего, как самостоятельный товар, а не придаток бумажных. То есть сначала мы проверяем рукопись электронным изданием, и, если она «выстреливает», тогда можно издавать на бумаге. Таким образом, мы создаем дополнительную ступень издания книги.
Хорошо, тогда представим, что я начинающий автор. Назовите мне три причины, по которым я обязательно должна обратиться к вам.
— Вы ничего не должны. Мы хотим, чтобы к нам обращались только те, кто сам этого хочет. Если вы начинающий автор, то вам в больших издательствах не очень-то рады. Там огромные очереди рукописей. Они лежат в почте по году-два, иногда больше, и ждут, пока до них дойдёт очередь. Также понятно, что издательства хотят в первую очередь заполучить не «ноунейм», а медийную личность (причем известную не обязательно на поприще литературы). Естественно, это выгодно с точки зрения бизнеса. Ну а мы ждем тех, кто даст нам хороший текст. Это, пожалуй, единственный критерий.
К слову, про критерии. Чем руководствуетесь при принятии решения об издании?
— Отбор у нас очень жесткий, поскольку качество издаваемого материала – это фактически все, что у нас есть на данный момент. У нас нет огромной аудитории, у нас нет громкого имени, но у нас есть любовь к ремеслу и перспектива все не запороть. Поэтому мы работаем по принципу «редко, но метко». Два основных критерия – оригинальность идеи и качество исполнения. Нам интересен живой, несерийный текст.
Про авторов ясно. Зайдем с другой стороны. Ваши читатели. Кто они?
— Те, кому не хватает того, что сегодня могут предложить книжные магазины.
Немного о финансовой стороне дела. Насколько сегодня возможно жить только на доход от независимого издательства в России?
— Если говорить конкретно про нас, пока это невозможно. Вкладывается туда сейчас гораздо больше, чем получается на выходе. Ну а если говорить про заработок авторов, то они получают бо́льшие роялти, чем в любом другом издательстве. Суммы, конечно, выходят небольшие — “Чтиву” всего год отроду, у нас нет крупной читательской аудитории. Однако наши авторы понимают, что мы вместе с ними работаем на перспективу — по мере того, как библиотека и продажи будут расти, процент роялти не уменьшится.
Понятно, из чего складывается цена на обычную, бумажную книгу. А как устанавливается цена на электронную книгу?
— Электронная книга среднего объёма у нас стоит 300 рублей. Среди расходов – работа верстальщика, иллюстратора, содержание сайта, но главные затраты – реклама и продвижение. Электронную книгу недорого сделать, но сложно продавать, сложно найти свою аудиторию. Например, занятный факт: как показала статистика посещения нашего сайта, туда приходит вдвое больше людей из Москвы, нежели из Санкт-Петербурга. Это стало для нас неожиданностью.
И как вы сегодня находите вашего читателя? Какие основные канала реализации?
— Социальные сети, сарафанное радио, авторская активность. Продажи происходят у нас на сайте и в соцсетях.
Заглянем в будущее. Издательство «Чтиво» через пять лет. Что это?
— Когда, если не ошибаюсь, Гарри Каспарова спросили, как он просчитывает ходы при игре, он ответил, что огромное количество комбинаций, которые станут доступны уже через три-пять ходов, невозможно просчитать. Мы пользуемся тем, что имеем. Текущая задача — получить стабильный приход рукописей и выход новых книг, чтобы о нас постоянно узнавали новые писатели и читатели. А дальше видно будет. Мы не ставим планов финансовых или планов в цифрах. Наши планы, скажем так, сугубо гуманитарные.
Краудфандинг и другие способы поддержки. Как помочь проекту?
— Краудфандинг — в будущем, возможно, но пока нет. Он отнимает много времени, а мы сейчас заняты другим. Чтиво открыто любым предложениям, как от авторов, так и от тех, кто хочет сотрудничать любым способом. Так, естественным путем, и растет наша команда.
Оригинал на Мосте: http://mostmag.ru/art/nekriminalnoe-chtivo-o-tom-kak-ustroeno-nezavisimoe-izdatelstvo-v-rossii