Найти тему

Некриминальное Чтиво: независимое издательство в России (Журнал «Мост»)

Оглавление

26 октября независимому книжному издательству “Чтиво” исполняется один год. Журналу “Мост” удалось лично встретиться с основателем издательства Сергеем Иннером и выяснить, как на самом деле сегодня в России устроено независимое издательство.

Как появилась идея создать издательство «Чтиво»?

— Несколько лет назад я написал роман, который нигде не захотели издавать, несмотря на то, что в сети мои произведения становятся вирусами. Текст книги, со слов некоторых редакторов, им понравился, но не было подходящей серии. Так я понял, что неформатная литература к нынешней издательской системе неприменима. Появилась идея создать издательство, которое бы на ней специализировалось. Быстро отыскались люди, которые разделили эту идею, и в прошлом году проект успешно стартовал.

 Сможете тогда назвать основную миссию, сверхцель вашего проекта?

— Миссия в том, чтобы создать качественный бренд, отвечающий за неформатную художественную литературу. Я убежден, что неформат может и должен быть качественным, несмотря на то, что в больших издательствах он не востребован в силу многих причин. Но их тоже можно понять. Потому что это, во-первых, бизнес, то есть они издают то, что лучше продается. Во-вторых, наверняка, есть какие-то запретные темы, которые они предпочитают обходить. Так что мы решили взять эти риски на себя. А что касается сверхцели, это пока предпочту оставить в секрете.

Получается, что «Чтиво» – это антагонист книжного бизнеса? Или все же его неотъемлемая часть? Такой некий протестный литандеграунд, а на деле все та же коммерция?

— Мы не против чего либо, мы скорее за что-то. Несмотря на то, что “Чтиво” контркультурно, мы не собираемся идти против системы. Мы конструируем свою собственную. Хотим сделать образец издательского бизнеса, который будет, во-первых, более современным, во-вторых, более экологичным, чем тот, что существует сейчас. Поскольку мы с вами входим в цифровую эру, когда в том числе и произведения искусства становятся цифровыми, всё более актуальны электронные книги. Несмотря на то, что бумажная книга имеет бо́льший статус, электронные книги удобнее для тех, кто путешествует, не любит копить много вещей и ценит скорость получения информации. Мы создаем электронные книги, прежде всего, как самостоятельный товар, а не придаток бумажных. То есть сначала мы проверяем рукопись электронным изданием, и, если она «выстреливает», тогда можно издавать на бумаге. Таким образом, мы создаем дополнительную ступень издания книги.

-2

Хорошо, тогда представим, что я начинающий автор. Назовите мне три причины, по которым я обязательно должна обратиться к вам.

— Вы ничего не должны. Мы хотим, чтобы к нам обращались только те, кто сам этого хочет. Если вы начинающий автор, то вам в больших издательствах не очень-то рады. Там огромные очереди рукописей. Они лежат в почте по году-два, иногда больше, и ждут, пока до них дойдёт очередь. Также понятно, что издательства хотят в первую очередь заполучить не «ноунейм», а медийную личность (причем известную не обязательно на поприще литературы). Естественно, это выгодно с точки зрения бизнеса. Ну а мы ждем тех, кто даст нам хороший текст. Это, пожалуй, единственный критерий.

 К слову, про критерии. Чем руководствуетесь при принятии решения об издании?

— Отбор у нас очень жесткий, поскольку качество издаваемого материала – это фактически все, что у нас есть на данный момент. У нас нет огромной аудитории, у нас нет громкого имени, но у нас есть любовь к ремеслу и перспектива все не запороть. Поэтому мы работаем по принципу «редко, но метко». Два основных критерия – оригинальность идеи и качество исполнения. Нам интересен живой, несерийный текст.

Про авторов ясно. Зайдем с другой стороны. Ваши читатели. Кто они?

— Те, кому не хватает того, что сегодня могут предложить книжные магазины.

 Немного о финансовой стороне дела. Насколько сегодня возможно жить только на доход от независимого издательства в России?

— Если говорить конкретно про нас, пока это невозможно. Вкладывается туда сейчас гораздо больше, чем получается на выходе. Ну а если говорить про заработок авторов, то они получают бо́льшие роялти, чем в любом другом издательстве. Суммы, конечно, выходят небольшие — “Чтиву” всего год отроду, у нас нет крупной читательской аудитории. Однако наши авторы понимают, что мы вместе с ними работаем на перспективу — по мере того, как библиотека и продажи будут расти, процент роялти не уменьшится.

 Понятно, из чего складывается цена на обычную, бумажную книгу. А как устанавливается цена на электронную книгу?

— Электронная книга среднего объёма у нас стоит 300 рублей. Среди расходов – работа верстальщика, иллюстратора, содержание сайта, но главные затраты – реклама и продвижение. Электронную книгу недорого сделать, но сложно продавать, сложно найти свою аудиторию. Например, занятный факт: как показала статистика посещения нашего сайта, туда приходит вдвое больше людей из Москвы, нежели из Санкт-Петербурга. Это стало для нас неожиданностью.

-3

И как вы сегодня находите вашего читателя? Какие основные канала реализации?

— Социальные сети, сарафанное радио, авторская активность. Продажи происходят у нас на сайте и в соцсетях.

Заглянем в будущее. Издательство «Чтиво» через пять лет. Что это?

— Когда, если не ошибаюсь, Гарри Каспарова спросили, как он просчитывает ходы при игре, он ответил, что огромное количество комбинаций, которые станут доступны уже через три-пять ходов, невозможно просчитать. Мы пользуемся тем, что имеем. Текущая задача — получить стабильный приход рукописей и выход новых книг, чтобы о нас постоянно узнавали новые писатели и читатели. А дальше видно будет. Мы не ставим планов финансовых или планов в цифрах. Наши планы, скажем так, сугубо гуманитарные.

Краудфандинг и другие способы поддержки. Как помочь проекту?

— Краудфандинг — в будущем, возможно, но пока нет. Он отнимает много времени, а мы сейчас заняты другим. Чтиво открыто любым предложениям, как от авторов, так и от тех, кто хочет сотрудничать любым способом. Так, естественным путем, и растет наша команда.

Оригинал на Мосте: http://mostmag.ru/art/nekriminalnoe-chtivo-o-tom-kak-ustroeno-nezavisimoe-izdatelstvo-v-rossii