Найти в Дзене

Теория привязанности и отношения, которые повторяются.

Привязанность — это психологическая модель поведения, которая описывает динамику отношений. Краткосрочных и долгосрочных. Имеет свои корни в прошлом опыте в детстве. Определяет возможность человека связываться с разными людьми и имеет разные виды.

Это одна из граней отношений, которая определяет как люди реагируют на боль в них или при разлуке с любимым.

Привязанность к значимому взрослому в детстве — это то, что будет влиять на способность человека развивать базовое доверие к себе, миру и важным людям.

Английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби первый, кто обнаружил в своих исследованиях важность для ребенка привязанности к взрослому, что дает возможность ему выжить и адаптироваться к миру. В присутствии отзывчивого и внимательного взрослого ребенок может на него опираться как на надежную базу и исследовать мир. Привязанность у ребенка формируется даже с холодными, отвергающими родителями таким образом, что он подстраивается. Разные факторы влияют на формирование различных паттернов привязанности.

Благодаря эксперименту психолога Мэри Эйнсворт — «Незнакомая ситуация», ей удалось выделить 4 основных способа привязанностей.

1. Безопасная (надежная) привязанность — это дети, которые могут положиться на значимых взрослых с уверенностью, что их потребности в близости, эмоциональной поддержке и защите будут удовлетворены.

У взрослых с таким типом привязанности много различных безопасных отношений. Это люди, которые могут строить близкие отношения. У них есть страхи, опасения, стыд и чувства, но уровень доверия к миру достаточно высокий, поэтому они могут с этим справляться. Они уверенны в себе, в своих отношениях и партнерах. И способны проверять страхи об мир и сохраняют способность к изменениям. Они чувствуют себя комфортно в близости, но остаются при этом независимыми. И балансируют между. Такие люди решают задачи высокого порядка чем уровни безопасности.

В эксперименте — это дети, которые замечают когда мама уходит, могут плакать, но отпускают и способны вступать в отношения с миром, играть с другими взрослыми. Когда мама возвращается — рады видеть. То есть, позволяют маме уходить, принимают, когда возвращается и повторно с ней связываются. Это самый опорный и здоровый способ привязанности.

2. Избегающая привязанность (тревожно-избегающая) — сформировалась в ответ на дистантность, холодность или отвержение матери.

Такие люди очень недоверчивы в отношениях. Могут говорить откровенно о себе и воспринимаются как открытые, контактные личности, но ощущение рядом с ними недосвязи. Прикосновения до конца невозможны. Если приближаться, они будут отдаляться. Не очень связываются с людьми. Это независимые, самодостаточные люди, которые могут сами со всем справляться и не нуждаются в близких отношениях.

Может быть пустота или стыд в месте привязанности. У них желание вообще не испытывать чувства. Боятся уязвимости и отвержения, поэтому всегда держат дистанцию.

Опыт в отношениях — лучше было бы в них не находится. Это дети, которые поняли, что потребность в близости приводит к разочарованию и стараются избегать ее.

Дети принимают такие решения, когда родители очень хотят поглотить, слишком опекали — хочется убежать. Или наоборот когда совсем не было отклика или реакции на их потребности, где сформировалась апатия к отношениям. Ребенок что-то просит в отношениях, а родители заняты другим. Дальше он не вступает в близкие отношениях, предпочитает не сливаться.

У таких людей нет безопасного ощущения в отношениях, есть страх поглощения.

В эксперименте у таких детей нет уверенности, что заботящийся человек включенный и доступный. Почти не плачут когда мама уходит. Сами по себе играют. Когда мама приходит, они замечают, но продолжают играть. У таких детей нет движения к отношениям.

-2

3. Амбивалентный вид привязанности (тревожно-устойчивый) — очень нуждаются в привязанности и связанности с другими. Формируется, когда ребенок не уверен, что мать будет рядом, когда она понадобиться. Не чувствует себя спокойно и в безопасности рядом с ней.

Такие люди могут очень стремительно приближаться и так же стремительно отдаляться. Нет середины. Испытывают и проверяют отношения на прочность.

Если вы винитесь перед таким человеком, они будут бить туда и проверять вас. Подтверждать свою теорию, что никто их не выдерживает.

Это пограничные люди — очень нуждаются в связанности, но так же сильно отталкивают, чтобы ты возвращался. Они провоцирует на прекращение отношений. Такие люди вырастают очень неуверенными в себе и в своих отношениях с другими людьми. Всегда ищут подтверждения взаимности, становясь чрезмерно зависимыми. Проявляют высокий уровень недовольства собой и партнером. Могут быть эмоционально экспрессивны, беспокойны и импульсивны в отношениях.

В эксперименте: когда мама уходит, такие дети плачут и очень тяжело переносят разлуку. У них слабый или отсутсвующий интерес к игре, не стремятся никуда, потому что не чувствуют себя в безопасности. Если их кто-то берет на ручки, начинают бить того кто взял. Когда мама возвращается — они рады, что вернулась, но не принимают ее и не прощают, злятся. К игре не могут вернутся.

Ищут везде близость и привязанность, во всем мире, но делают так, что не могут построить отношения. Или так, что это невозможно. Страх быть поглощенным и отверженным одновременно.

4. Дезорганизующая привязанность — самый сложный тип привязанности, который связан с серьезными психологическими травмами. Такие люди на психотическом уровне организации строят отношения. Они делают нечто, что не будет вами осознанно и что не будет иметь вербального смысла, но будет менять вас. Это люди, которые в детстве испытали много насилия.

Которые наперед знали, как им подстроиться под взрослого. Если папа прийдет пьяный, они уже знают, что будет дальше и заранее совершают какие-то действия. Это дети, которые научаются выживать и живут инстинктами. Очень чувствительны. Они знают любую вашу реакцию, что умолчали и имели ввиду. Люди, которые могут меня встретить с моей животной частью или поднимают ее во мне. Разоблачают, раздевают и рядом с ними можно переживать ужас.

Они не могут выдержать контакта, потому что очень его чувствуют.

Любое приближение переживают как прикосновение к сочившейся ране.

В эксперименте, когда мама покидает, они всегда непредсказуемо откликаются на исчезновение. Могут выгибаться, биться об пол, замирать. Один и тот же ребенок, который ведет себя каждый раз непредсказуемо. Рептильный мозг говорит — БЕГИ ОТ. Лимбический — беги к маме и эти два желания всегда разрывны.

-3

Вид привязанности формируется с рождения до 5 лет. Особенно уязвим в паттернах до 3 лет. Способ связанности отображается и запоминается в теле и дальше опыт воспроизводится на телесном уровне и повторяется каждый раз в отношениях. И мы по этим паттернам, знакомой схеме, выстраиваем отношения с важными людьми.

Способы привязанности могут быть смешанными.

Несмотря на устойчивые, сформированные модели взаимоотношений, трансформировать привязанность можно, если меняются условия, среда, опыт вокруг и внутри. Это можно делать так же с помощью долгосрочной терапии. Где есть возможность научиться выстраивать длительные отношения и здоровую привязанность.

Ребенок отличается от взрослого тем, что он не может выбирать и ему необходимо выжить. А взрослый может выбирать, менять свою среду существования, людей вокруг, трансформироваться внутри.

Невозможность выбора — это детское поведение, стабилизация на одном состоянии с авторитетным взрослым и соответственно привязанностью.

Во взрослом возрасте и в терапии можно работать над движением, поиском и обнаружением чего-то еще в мире. Не оставаться в стабильности. Но для этого необходим ресурс и опора.

Важно развивать базовую устойчивую привязанность, которая будет безопасной — это очень опорно. Например, в клиент-терапевтических отношениях. Где терапевт стабильный, безопасный, которому можно доверять. Или же вспомнить отношения или человека, который любил и поддерживал. Был рядом. Вспомнить его любящие глаза. Это могла быть бабушка/дедушка или тетя/дядя. Опираясь на эти отношения, поддержку, двигаться дальше и исследовать мир.

Дальше ищем ресурсы, вспоминаем все свои навыки, умения, сильные стороны, чтобы научиться доверять себе. Это дает способность опереться на себя и двигаться дальше к миру, наращиванию доверия к нему. Что приводит к возможности построить безопасные, стабильные отношения с другими людьми.
Менять свой привычный способ привязанности. 

Автор статьи: Нечаева Юлия.