Основная тема нашего канала — это, конечно, самостоятельные путешествия по морю, но иногда меня так и подмывает написать что-нибудь про автомобили, которые могут служить прекрасным и дешевым средством заброски команды и всего походного скарба к месту старта, а так же последующего возвращения всего этого хозяйства обратно домой. Кто-то, конечно, предпочитает летать на самолетах или кататься на наемных «Газелях», но лично мне больше нравится ездить самостоятельно. Ведь тогда заброска сама по себе уже превращается в полноценную часть похода.
Итак, прекраснейшее изделие советской промышленности: Иж-21251 «Комби», который в простанородье зовется просто «Зомби». Зомби, на самом деле, является машиной, специально заточенной конструкторами под езду по полям с несколькими мешками картошки в багажнике. Тогда еще не придумали слова «кроссовер», но это он и есть.
Высокий просвет, очень крепкий кузов, даже имеющий рудименты рамы в виде мощных лонжеронов, идущих через все днище от двигателя до самой кормы. Машина эта имеет бешеную грузоподъемность благодаря рессорной подвеске заднего моста и вот этой самой своей фантастической прочности.
Ну и, конечно, задний привод. Что бы мне не говорили, но я лично убежден в том, что настоящий правильный дорожный автомобиль должен быть заднеприводным.
Давайте рассмотрим мое утверждение более подробно. Вообще говоря, передний привод получил в наше время такое распространение не потому, что он чем-то лучше заднего, а просто благодаря своей дешевизне и технологичности. Ну а что? Взял, воткнул готовый блок вместе с коробкой и приводом в консерву кузова за одну операцию, и все. Дешево и быстро, с точки зрения производителя.
Задний же привод требует отдельного и длинного приводного вала под кузовом, отдельного, тяжелого, и более дорогостоящего, чем балка заднего моста. В общем сплошной геморрой и повышение стоимости. Но зато задний привод гораздо лучше тащит сильно загруженный автомобиль по плохой дороге, по скользкой грязи или снегу. Спуск по жидкой глиняной или ледяной горке на заднем приводе? Да не вопрос!
Просто бросаем газ, тормозя двигателем, и машина спокойно контролируемо скатывается вниз, сколько бы барахла на нее не было навьючено. Подняться, конечно, несколько сложнее, но, благодаря лучшему сцеплению задних колес с грунтом из-за расположения груза в задней части машины и в силу того, что при ускорении вообще любая машина приседает на задницу — въехать в гору по скользкому вы все-таки сможете. Даже буксуя и раскидывая во все стороны комья грязи. Если бы поставить на это еще и самоблокирующийся дифференциал…
Ну да ладно, что-то я отвлекся. Продолжаем про Зомби. Чем же он так хорош кроме тех плюшек, которые я описал выше? Тут можно сказать многое. Во-первых это просто старая машина, на которой приятно ездить.
Создается такое ощущение, что с 1983 года и до конца 90х на заводе почти ничего не менялось в плане конструктива. Ну и правильно — зачем что-то менять в идеальной машине? Прекрасный архаичный дизайн, простейшая и ремонтопригодная конструкция, не менее архаичный салон. Это просто красиво. Двигатель — УЗАМ, 1.5 литра, четырехступенчатая коробка передач. Этого вполне достаточно для скромной, но достойной жизни.
Отдельного упоминания заслуживают тормоза 412 Ижа — спереди стоят здоровенные диски с четырехпоршневыми суппортами, которые при должном обслуживании работают просто прекрасно. Во всяком случае, гораздо лучше, например, «восьмерочных» однопоршневых. Про заднюю подвеску я писал, что она рессорная. Интереснее дело обстоит с подвеской передней. Она четырехрычажная с пружинами. Ну, если вы имели дело с каким-нибудь Лендкрузером, то без труда представите себе москвичевскую переднюю подвеску. Просто скажу, что она очень крепкая, а ее балка служит защитой двигателю от любых торчащих из земли камней.
Но дабы не мослать постоянно одну машину — и в жару, и в мороз, мы решили завести вторую. С двумя машинами жить значительно проще, потому что когда ты оторвешь что-то на одной, то можно ездить на другой, не спеша ремонтируя поломанную. Мы решили пойти в ногу со временем и купить дорогой современный автомобиль. ИЖ-2126 «Ода» с шестерошным мотором. Ну, посудите сами: зубильный дизайн и задний привод в одном флаконе — помесь культовой «Шахи», культового «Зубила», и культового же «Зомби». Выложить за все это удовольствие пришлось ни много, ни мало, 60 000 рублей.
Но зато за эти деньги мы получили почти что идеально обслуженную машину, готовую к эксплуатации без какого-либо серьезного ремонта. Одой мы пока пользуемся недолго, но я уже могу сравнивать ее с Комби. Что мы имеем? Ну, например, прикольный распространенный мотор, запчасти на который продаются в любом гастрономе. Да, люди говорят правду, что он хорошо тянет снизу, в отличие от «верхового» УЗАМа. Хочешь вальнуть боком по песчаному грейдеру — легко! Дури в этом моторе достаточно, чтобы сорвать в букс задние колеса, и например, эффектно развернуться на обочине.
Коробка у нас теперь пятиступенчатая, что позволяет очень экономно двигаться по трассе с космическими скоростями до 130 км/ч, совершенно при этом не уставая. Кстати, вот это вот самое отсутствие физической усталости обеспечивается совсем другой подвеской и рулевым механизмом. В отличие от классики, Ода имеет подвеску переднюю как на «восьмерке» - она неплохо поглощает все неровности, машина едет мягко. А вместо рулевого редуктора у нас тут стоит рейка, лишенная люфтов. Короче, машина вместе со всем этим делом рулится примерно как велосипед — легко и непринужденно. Хотя, я должен признать, что «Макферсон», по видимому, слишком нежен по сравнению с 412й четырехрычажкой, и повисание на камне на рычаге для одовской подвески может оказаться фатальным. Но за удобство приходится платить.
Сзади у нас все как на жигулевской классике, то есть пружины, стаканы, реактивные тяги и тяга Панара. Едет все это просто прекрасно. Но опять же, столько барахла, как на «Москвич», на эту машину уже не нагрузишь. Не выдержат пружины, это окажется слишком тяжело и для кузова, лишенного подрамника. Но вообще, эта машина нам очень нравится, так как на ней стало легче ездить налегке на большие расстояния. Ну, как бы это объяснить? На Оде ездить настолько же легче, чем на Комби, как на Комби ездить настолько же легче, чем на мотоцикле Урал. При этом Ода, на выпуклый морской глаз — соответственно настолько же менее живуча чем Комби, как он менее живуч, чем Урал.
Подводя резюме скажу, что если вам нужна надежная и очень крепкая, но именно дорожная бричка, на которой нужно возить много груза — то вашим выбором может стать Комби. Он не только хорош чисто технически, но еще и просто приколен. Едучи по дороге, вы будете купаться в лучах добра, посылаемых вам другими участниками движения. Ода же — она неброская, ничем не выделяется из транспортного потока, но зато это, по сути, классический автомобиль в зубильной оболочке. Если вы хотите ездить быстро на большие расстояния по любым дорогам, но не собираетесь при этом таскать полную машину груза, то смело берите Оду. Масса удовольствия и азарта от ее заднего привода вам будет гарантирована.