Найти в Дзене
Бегущий по Выхино

Юбилей образования Чехословакии. Часть 1

Оглавление

100 лет назад на обломках Австро-Венгерской империи была провозглашена независимая Чехословацкая республика. Её первым президентом стал последовательный критик и ненавистник России Томаш Масарик, а премьер-министром — закоренелый русофил и фанат идеи панславянской федерации под началом династии Романовых Карел Крамарж. Стремление к национальной государственности в начале XX века объединило людей диаметрально противоположных взглядов на страну, где рождалась основа чехословацкого суверенитета.

Томаш Масарик
Томаш Масарик

28 октября 1918 года в Праге была провозглашена независимость Чехословакии. Впервые в истории два крупных западнославянских народа получали собственное суверенное государство. Триумфально завершалась долголетняя борьба чехов против австрийцев и словаков против венгров. Многовековому владычеству династии Габсбургов над славянами наступал конец.

Во время зимних Олимпийских игр в Пхёнчхане-2018 в Чешском доме проводились массовые торжества, посвящённые столетию независимости, а спортсмены выступали в форме с золотыми цифрами «100» и охотно рассказывали, как гордятся возможностью рассказать о своём празднике всей планете.

Историческая традиция современной Чехии подразумевает непрерывность суверенного периода страны, начиная с 1918 года.

Словаки, традиционно обиженные на слишком навязчивое главенство северо-западных соседей в общем доме, относятся к юбилею гораздо спокойнее, предпочитая оберегать историю собственной независимости, которая официально отсчитывается с 1 января 1993 года. Фактически же Чехословакия просуществовала 68 лет — с 28 октября 1918-го по 31 декабря 1992 года с шестилетним «перерывом» на нацистскую оккупацию.

Сепаратистские настроения с большой силой разгорелись у чехов и словаков с началом Первой мировой войны, в которой Австро-Венгрия выступила единым блоком с Германией. Победа центральных держав оставила бы славянское население бесправным, в то время как поражение Габсбургов могло привести к осуществлению чешских и словацких национальных стремлений. В чешских землях начались многочисленные стачки и забастовки. Получили широкое распространение акты саботажа и крестьянские волнения. Призванные в австро-венгерскую армию чехи массово сдавались в плен союзным войскам, в первую очередь русским.

Сформировалось два руководящих центра антиавстрийского движения: внутри империи и за границей. На нелегальном положении с 1915 года действовала так называемая «Чешская мафия» — подпольная организация, занимавшаяся сбором разведданных в пользу Антанты и распространением антигосударственных настроений. В тесном сотрудничестве с ней работал предводитель чешской эмиграции Томаш Масарик. В круг его ближайших соратников входили Эдуард Бенеш и лидер словацкого национального движения Милан Ростислав Штефаник. В феврале 1916 года в Париже ими была создана руководящая политическая организация — Чехословацкий национальный совет (ЧНС). 2,5 года спустя он трансформировался во временное чехословацкое правительство, будучи признанным Антантой в качестве официального представителя будущей Чехословакии.

Своей задачей Масарик и остальные видели пропаганду особого исторического пути чехословацкой «нации» в глазах Великобритании, Франции, США и России. Призывали к расчленению Австро-Венгрии. Доказывали, что Чехия и Словакия должны занять достойное место на политической карте Европы. Напоминали о традиционно важной роли Чехии в событиях на континенте. Например, именно с инцидента в Праге началась Тридцатилетняя война, сформировавшая первую систему международных отношений в Новое время.

При этом чешское политическое представительство в Вене отвергало план Масарика о создании независимого государства. Ими продвигалось создание автономии в составе империи (к единому фронту чехи из имперской администрации присоединились лишь в январе 1918-го). Не поддерживала сепаратистский курс и часть буржуазии, рассчитывавшая извлечь выгоду из победы центральных держав.

Идея вырвать историческую родину из-под влияния Габсбургов объединила довольно крупные чешские и немногочисленные словацкие диаспоры по всему миру. Так, чешские поселенцы на юге России с началом Первой мировой обратились к Николаю II с просьбой создать национальные отряды в Русской императорской армии, в составе которых они могли бы воевать с австрийцами.

«На русских чехов падает обязанность отдать свои силы на освобождение нашей родины и быть бок о бок с русскими братьями-богатырями», — говорилось в воззвании колонистов.

Самодержцу идея понравилась, и такие отряды действительно были созданы. Причём с марта 1915 года в них разрешили принимать бывших чешских и словацких военнослужащих австро-венгерской армии из числа пленных и перебежчиков. На командные должности при этом назначались только русские офицеры. Уже при Временном правительстве формирование выросло до корпуса и насчитывало на пике около 50 тыс. бойцов. Делами контингента занимался лично председатель Чешского национального комитета Масарик, с мая 1917-го практически не покидавший Россию на протяжении года.

Тогда же ЧНС открыл в России специальное отделение. Данному направлению отдавалось приоритетное значение. Лидеры совета не сомневались, что именно здесь решится, быть или не быть суверенному государству...

Продолжение следует...

Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!