На прошлой неделе «много шума из ничего» наделала новость о необходимости замены полисов обязательного медицинского страхования (ОМС) в срок до 1 ноября.
Разумеется, как часто бывает в подобных случаях, «сенсация» оказалась явно преувеличенной: в первоисточнике речь всего лишь шла о возможности сменить страховую компанию в означенный срок.
Паника, вызванная новостью о замене медицинских полисов, объясняется тем, что многие граждане боятся получить отказ в лечении, когда это будет срочно необходимо.
Но на самом деле в рамках системы ОМС у нас есть намного больше прав, чем мы порой думаем. А отказ в их реализации со стороны страховой компании или лечебного учреждения является незаконным.
Предлагаю рассмотреть самые важные вопросы, связанные с обслуживанием по полису ОМС.
1. Право пользоваться медицинскими услугами по месту фактического проживания
Бывает, что медицинские учреждения отказывают гражданам в приеме по полису ОМС из-за того, что те зарегистрированы по месту жительства в другом районе или даже регионе.
Однако на деле за такими отказами кроется не что иное, как нежелание принимать «лишних пациентов». В действительности, обладатели полиса ОМС вправе получить медицинскую помощь, которая охватывается федеральной базовой программой, в любой точке России, независимо от места их регистрации.
Они лишаются лишь дополнительных услуг, которые предусмотрены территориальной программой ОМС того региона, где они проживают, но не зарегистрированы.
2. Право на выбор страховой компании и лечебного учреждения
Раз в год пациент имеет право сменить страховую компанию или прикрепиться к другой медицинской организации по полису ОМС. Для перехода в другую страховую компанию нужно обратиться в нее с соответствующим заявлением в срок до 1 ноября.
Узнать о том, какие компании действуют на территории региона, можно из реестра, который публикуется на сайте территориального фонда ОМС. После перехода гражданину выдается новый полис.
Раз в год можно также сменить поликлинику и лечащего врача (обратившись с заявлением на имя главврача). Кроме того, при направлении на госпитализацию пациент имеет право выбрать лечебное учреждение, если необходимая ему услуга в рамках территориальной программы ОМС предоставляется несколькими больницами.
3. Право на информацию
Страховая компания, выдавшая полис, обязана бесплатно консультировать граждан по всем вопросам, связанным с получением медицинских услуг в рамках ОМС.
В частности: покрывается ли конкретная услуга полисом ОМС и как ее можно получить бесплатно, как и в какие сроки медицинские учреждения обязаны оказывать услуги по системе ОМС.
Страховая компания должна доводить до сведения граждан телефоны горячей линии для оперативного получения информации. На действия медицинской организации, которые нарушают правила ОМС, можно подавать жалобу в фонд обязательного медицинского страхования или в департамент здравоохранения.
Когда можно получать медицинскую помощь без полиса ОМС?
В тех случаях, когда возникает явная угроза жизни человека (травмы, опасные состояния, внезапное обострение заболеваний и т.д.), медицинскую помощь ему должны оказать бесплатно и без предъявления полиса ОМС.
В других ситуациях, когда нет необходимости в экстренном медицинском вмешательстве, врач вправе запросить у пациента полис ОМС. Но если полиса у него при себе нет, а неотложная медицинская помощь необходима, врач обязан госпитализировать больного и принять все меры экстренной помощи, в которых тот нуждается.
В дальнейшем медицинское учреждение направляет в территориальный фонд ОМС запрос об идентификации пациента, принятого на лечение – сведения из реестра предоставляются в течение 5-ти дней.
Наличие у пациента полиса «старого образца» не дает оснований отказать ему в медицинской помощи, т.к. по закону все полисы ОМС действуют бессрочно и могут быть заменены по желанию пациента (на новые, электронные) в любое время.
Пользуйтесь своими правами выгодно!