В преддверии ноября, когда погода станет напоминать нам гораздо чаще, что осень уже не молода и в самом расцвете сил, определённо хочется стать (или продолжить?) быть интровертом, перейти с пледом на "ты" и объявить хорошее кино тем самым "Сладким ноябрём".
Учитывая, что такие фильмы, как "Легенды осени", "Дом у озера", "Осень в Нью-Йорке", являются бессменными отцами зарубежного осеннего синематографа, а "Сладкий ноябрь" вовсе пересмотрен до неприличия, то представим вдобавок к вышеупомянутым ещё 5 ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДУШЕВНЫХ ФИЛЬМОВ, которые хочется, не отрываясь, смотреть и пересматривать, уткнувшись носом в какао.
1. ХОРИСТЫ (2004 г.; режиссёр - Кристоф Барратье)
В фильме показаны будни интерната для трудных подростков с абсолютно непреклонным директором, который даже самую незначительную детскую проделку наказывает безжалостным образом. И в эту цитадель зла приезжает новый преподаватель - невероятно добродушный учитель музыки Клеман Матьё, который убеждён, что с помощью музыки можно затронуть души, казалось бы, неисправимых ребят.
— Мсье, а правда, что музыка может звучать в портфеле?
— Она звучит везде.
Без сомнений, этот фильм – истинный учебник по доброте.
И - да! Музыка в фильме – это нечто совершенно гениальное и волшебное. А осенью, которая сама по себе - это грустная, но совершенно глубинная музыка, если смотреть, то, без колебаний, этот фильм.
2. МОИ ЧЕРНИЧНЫЕ НОЧИ (2007 г.; режиссёр - Вонг Кар-Вай)
Сущность фильма не столько в сюжете, сколько в пронзительных, совершенно пронзительных мелочах, прикосновениях, взглядах, в абсолютно понятных и таких необходимых паузах. Такое ощущение, что ты смотришь и не фильм вовсе, а поглядываешь за героями фильма, глубоко любишь их уже где-то к середине фильма и понимаешь, что играть свои роли актёры уже могут просто глазами - и ты поймёшь их ещё лучше.
— А что с ними случилось?
— Жизнь случилась, время случилось… Как это часто случается.
Об этом фильме нельзя говорить всеобъёмно. Что бы ты ни сказал, всё равно получится поверхностно, легковесно и совершенно неубедительно. Фильм нужно смотреть, смотреть неторопливо, смотреть по-пастернаковски "до оснований, до корней, до сердцевины".
3. ПРЯНОСТИ И СТРАСТИ (2014 г., режиссёр - Лассе Хальстрём)
Фильм о семье индийских эмигрантов, которые по воле судьбы переезжают в маленький живописный городок в Провансе и решают открыть индийский ресторан аккурат напротив чертовски популярного местного ресторана, эдакой крепости французской традиционной кухни, к тому же ещё со звездой в каталоге «Мишлен». И кажется, что смелый ход приезжих обречён на провал, но так ли это?
— Я добавил специй.
— Этому рецепту 200 лет, зачем его менять?
— Но раз в 200 лет-то можно?
В общем, гастрономическая феерия, великолепное музыкальное сопровождение, виды французской глубинки - и мы получаем отличную душевную осеннюю панацею.
4. ВАМ ПИСЬМО (1998 г.; режиссёр - Нора Эфрон)
Том Хэнкс, Мег Райан, прекрасный Нью-Йорк, уютный книжный магазин, много кофе, наивность, душевная простота - в общем, всё-всё в этом фильме вызывает добродушную улыбку.
Фильм вызывает нежную ностальгию по маленьким уютным книжным магазинчикам и влюблённым в своё дело книготорговцам, которые действительно знали о своём деле всё и чуточку больше, по бумажным книгам, и по огромному количеству таких милых тонкостей, которые в какой-то степени исчезают из нашей нынешней жизни, а очень жаль.
Только один вопрос. Почему Вы можете простить того за то, что он не пришел, а мне не прощаете даже мелочь? Я лишь разорил Вас.
Простите меня.
Музыка Гарри Нильсона уверенно завершает пазл чудесного фильма и призывает обожать этот фильм круглодично, но особенно осенью.
5. МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ (1979 г., режиссёр - Владимир Меньшов)
Советское кино ассоциируется с искренностью, чем-то действительно настоящим, бесконечным, добрым, простым, но одновременно нескончаемо глубинным. Если бы меня попросили охарактеризовать осень только одним фильмом, то, без сомнения, я бы выбрала именно этот.
Поверьте мне, в сорок лет вам будет казаться, что вот теперь только и начинается ваша жизнь.
Если прожить сотню осеней, то минимум сотню раз нужно смотреть это кино, сотню раз влюбляться в талант Алексея Баталова, Веры Алентовой, Ирины Муравьёвой, петь "Александру" вместе с Никитиными, выучить стихи Юрия Левитанского наизусть, обожать Московскую осень и благодарить Владимира Меньшова и Валентина Черных, что это идеальное кино существует.
На самом деле, это действительно малая толика многочисленных потрясающих фильмов, которые, к счастью, созданы и пересмотрены, недосмотрены или вовсе не просмотрены.
В видео ниже более подробно изложены вышеупомянутые фильмы.
Искренне надеюсь, что эта статья показалась вам полезной, интересной и вдохновила на просмотр фильма, который, хочется верить, вас не разочарует.