Найти тему
ZOO CHANNEL

Летят перелетные птицы

Сколько бы ни радовал нас октябрь солнышком и теплом «бабьего лета», но настоящая осень постепенно и настойчиво вступает в свои права. И как скоро наступят холода, знают не только синоптики, но и дикие животные и, прежде всего, перелетные птицы.

Как птицы узнают, что им пора улетать? Первым сигналом к отлету служит уменьшение светового дня. Это открытие еще много лет назад сделал канадский исследователь Уильям Роуэн.

Еще вчера возле нашего Центра держалась и ловила мышей одна из выпущенных нами пустельг, летали осоеды и канюки, а сегодня – только за один день! – над нашим Центром с печальными прощальными криками пролетели четыре стаи серых гусей общей численностью более 600 птиц и две стаи гусей таежных гуменников. Тут стаи поменьше – всего по 12 и 13 птиц.

Готовясь к миграциям, белые аисты, журавли, гуси, лебеди образуют большие скопления. Беспокойство в группе птиц нарастает, пока вожак не подаст сигнал к отлету. После нескольких пробных кругов стая перестраивается в правильном порядке и пускается в путь, при этом каждая птица занимает определенное место.

И вот, провожая пернатых в теплые края, желая им удачного полете, невольно задумываешься, а почему во время перелета такие крупные птицы, как журавли, гуси или лебеди, летят клином, а, например, белые аисты, хотя и образуют большие стаи, иногда доходящие до 500 особей, клином не летят, а растягиваются в линию, протяженностью до километра. Кулики летят зигзагообразным строем, скворцы – четкой линией, а мелкие певчие птички и вовсе беспорядочной толпой… Видимо, тут играют роль способы перелета, возможности крыльев птиц и пути миграции.

Так, например, маршруты белых аистов весьма извилистые, а потому очень длинные. Они максимально используют воздушные потоки, формирующиеся на разогретой солнцем поверхностью земли, и на протяжении сотен километров могут планировать, не двигая крыльями. Поэтому они предпочитают лететь над сушей, а не над водой. И их пути туда и обратно различаются. Направляясь на зимовку в Африку, они пролетают над Гибралтарским проливом, а возвращаясь домой в Европу – над Босфором и Грецией.

Журавли, гуси, лебеди и пеликаны образуют при полете клинья, причем наиболее правильные они у первых. Эти птицы при полете используют нисходящие и восходящие потоки воздуха, образующиеся при синхронных взмахах их крыльев. Во главе клина летят самые опытные и сильные птицы. Первая птица, совершая мах крылом, образует позади себя завихрения воздуха, срывающиеся с концов крыльев, и восходящие потоки, а летящие за ними птицы могут воспользоваться подъемной силой. Правильно выстроившись относительно друг друга, стая достигает наиболее экономичной и выгодной системы расходования энергии, уменьшая сопротивление. Таким образом каждая летящая птица экономит до 25% энергии при перелете, а общая мощность полета всей стаи возрастает на 70%.

Легче всего приходится тем, кто следует сразу за лидирующей птицей. Впрочем, даже лидер получает некоторые преимущества перелета в стае. Сопротивления воздуха уменьшается благодаря тому, что следующие за ним две соседние птицы махами крыльев разрушают его нисходящий поток. Точно так же две следующе птицы помогают предыдущим. И, конечно, в полете сильные птицы не раз меняются, давая отдых летящим во главе стаи.

Слабые и больные особи всегда летят позади клина, и крики, слышимые от летящих стай, издают именно они. Возможно, эти птицы таким образом оповещают сильных о своем состоянии, а возможно, и поддерживают их. Не зря же бурлаки, тянущие бечеву барж, всегда поддерживали себя монотонными звуками.

Интересно и то, что если одна из птиц ослабеет настолько, что не сможет продолжать путь, то ее партнер, а иногда и несколько птиц, летящих рядом, остаются с ней, пока она не оправится и не сможет двигаться дальше или не погибнет. Потом они продолжают путь самостоятельно или прибиваются к другой пролетающей стае.

Существует еще и мнение, что помимо использования воздушных потоков такая постановка формы стаи помогает птицам быстрее обмениваться сигналами и держать друг друга в поле видимости. Это сводит к минимуму возможность потеряться во время долгой миграции.

Почему же другие птицы не используют это выгодное для себя построение стаи, которая весьма облегчает их путешествие? Построив модель передвижения подобным образом группы птиц с незначительным весом, ученые пришли к выводу, что на мелких птиц не распространяются эти законы аэродинамики. Им приходится иметь дело с другими аэродинамическими закономерностями, и они не могут выбрать строй и взмах крыльев, чтобы ловить восходящие потоки воздуха и избегать нисходящих.

И все же еще остаются неразгаданные вопросы. Например, каким образом птицам удается добиться такого правильного построения в стае? Руководствуются ли они при этом прикидкой «на глаз» или действуют методом проб и ошибок, находя правильное для себя положение с наименьшим сопротивлением воздуха? И кто и как становится вожаком при перелете, ведь стая собирает далеко не родственных птиц? С одной стороны, при выборе вожака важны навигационные способности птицы и ее аэродинамические умения, но как при этом пернатые договариваются между собой? И как долетают до зимовки стаи, в которых летят только молодые птицы? Ведь бывает и такое.

Как ориентируются птицы в ночное время? По звездам? Ученые пришли к выводу, что птицы могут долго удерживать электроны своих фоторецепторов в состоянии квантовой запутанности, что и помогает видеть им линии магнитного поля Земли.

И еще сам перелет у разных видов птиц весьма изменчив. Некоторые виды птиц летят практически без отдыха, покрывая огромные расстояния. Другие летят только ночью, а кто-то – только днем. Какие-то птицы часто устраивают себе отдых у водоемов, чтобы подкрепиться и утолить жажду, на что у них уходит немало времени. И на сам перелет у пернатых остаётся часа два-три в сутки.

Две быстролетные птицы стриж и сокол-чеглок достигают место своих зимовок в Южной Африке за разное время. Стрижу достаточно всего лишь несколько дней, а чеглок добирается до зимовки около месяца. При этом первые летят на очень большой высоте, где низкая плотность воздуха, что и помогает им при столь быстром полете.

А у белых аистов, например, самцы и самки одной гнездящейся пары летят на зимовки разными путями. Самка может полететь через Гибралтар, а самец – через Сирию и Египет. Кстати, при этом они совсем не торопятся долететь до конечного места своей миграции, например, озера Танганьика. Их дети и вовсе летят третьи маршрутом. Достигнув места зимовки, аисты пребывают там очень недолго, не более двух недель, и медленным темпом отправляются в обратный путь, добираясь до мест гнездовья как раз к началу весны в Европе. Так что представления людей о том, что птицы, как люди, долго отдыхают и загорают «на югах» вовсе не верно.

Как бы и какими бы путями ни летели птицы, всем им хочется пожелать одного: не только благополучно добраться до зимовки, но и вернуться весной домой. А охотники пусть не поднимают ружья вслед летящим птицам. Заниматься фотоохотой гораздо благороднее!

Забавные и познавательные истории о Ваших питомцах - подписывайтесь на наш канал!

Где у собак пупок? Как подружить кошку и собаку? От чего смеётся ёж? Вся энциклопедия о животных на нашем сайте.

©

Птицы
1138 интересуются