Как известно, в Италии в течение долго времени существовали независимые друг от друга города-государства. Например, в Вероне, что недалеко от Венеции, практиковалось самоуправление граждан, пока ему на смену не пришло правление тирана Эццелино да Романо (1232-1259). Его сменил подеста, а затем «капитан народа» Мастино Первый делла Скала. Его потомки, Скалигеры правили городом до 1405 года, когда Верона перешла под власть Венеции.
Старый замок (Кастельвеккьо) из красного кирпича в Вероне построил Кангранде Второй делла Скала (сеньор Вероны в 1351-1359) из опасения претензий на власть со стороны своего сводного брата Френьяно.
Во дворе замка даже сохранилась каменная плита с надписью: Франческо Бевилаква, капитан Скалигеров, в 1355 заложил первый камень этого замка по указанию Кангранде Второго. Интересно, что замок включает более ранние укрепления, вплоть до римских стен. Стены окружает глубокий ров, куда попадали воды канала Адиджетто.
Особого внимания заслуживает мост Скалигеров, примыкающий к Кастельвеккьо и перекинутый через реку Адидже, который был взорван немцами при отступлении в 1945 году, но затем восстановлен.
Мост фактически представляет собой отдельную крепость: он имеет три пролета, центральный из которых достигает 48 метров, опирающихся на мощные башни-пилоны.
Но все это не помогло: в возрасте 27 лет Кангранде был убит своим младшим братом Кансиньорио.
Аналогичные крепости из красного кирпича (их иногда еще называют ломбардскими замками) сохранились и в других городах севера Италии, например, замок Сфорцеско в Милане, построенный для герцогов Сфорца по проекту флорентийца Антонио Аверлино по прозвищу «Филарет» (по-гречески – «любящий добродетель»).
Любой человек, знакомый с российской культурой сразу узнает в ломбардских замках черты Московского кремля и других крепостей в старинных русских городах.
Дело в том, что постоянные войны между итальянскими городами-государствами привели к динамичному развитию военного дела, в том числе в сфере военной инженерии. Попросту говоря, ломбардские замки были для своего времени самыми передовыми в Европе крепостями. Поэтому русские князья на рубеже XV-XVI веков неоднократно приглашали итальянских архитекторов для строительства новых укреплений.
Так, в 1490-93 годах миланец Пьетро Антонио Солари (известен в русскоязычных источниках как Петр Фрязин) по приглашению московского царя Ивана III занимался строительством стен Московского кремля, а также Боровицкой, Спасской и некоторых других башен. Между прочим, Пьетро был сыном Гуинифорте Солари - главного инженера Миланского герцогства в XV в. Скорее всего, именно он также руководил перестройкой кремля в Великом Новгороде: известно, что в 1484-90-х крепость была перестроена в каменно-кирпичной технике с двурогими зубцами и арками с внутренней стороны стен, также появились 12 башен. А, например, Тульский кремль, построенный в аналогичной технике из красного кирпича, был возведен в 1514-21 годах по приказу Василия III – также скорее всего каким-то итальянским зодчим, присланным из Москвы.
Одна из ярких черт всех этих крепостей - зубцы в форме буквы «М» - пресловутый «ласточкин хвост». Считается, что в Италии его использовали гибеллины, то есть приверженцы германского императора (в пику гвельфам – сторонникам римского папы, строившим крепостные стены с прямоугольными зубцами).
Некоторые даже полагают, что ласточкин хвост применялся в России с ведома наших властей – чтобы подчеркнуть превосходство светской власти над духовной. В разных вариантах ласточкин хвост встречается в строившихся также по итальянским проектам кремлях в Нижнем Новгороде, Коломне, Зарайске.