Путешествия на Луну (1902)
LE VOYAGE DANS LA LUNE
Франция (Стар), 14 мин., немой, черно-белый
Режиссер: Жорж Мельес
Продюсер: Жорж Мельес
Автор сценария:
Жорж Мельес, по роману Жюля Верна «Путешествие на Луну»
Операторы: Мишо, Люсьен Тенги
В ролях: Виктор Андре, Блёэтт Вернон, Брюннет, Жан Д'Алси, Анри Делануа, Депьерр, Фаржо Кельм, Жорж Мельес
При упоминании «Путешествия на Луну» начинаешь размышлять об отправных и мифических идеях раннего кинематографа, которые формировались в самом процессе кинопроизводства. Этот французский фильм был снят в 1902 году и стал революционным, он длился около четырнадцати минут, тогда как фильмы, снятые в начале века, длились обычно две минуты.
Жорж был не только изобретателем первых кинотрюков, но пионером кинофантастики. Он снял более пятисот короткометражных фильмов, в числе которых самый известный - «Путешествие на Луну».
Жоржа Мельес родился: 8 декабря 1861 г., Париж, Франция
Умер: 21 января 1938 г. (76 лет), Париж, Франция
Теперь о фильме.
Фильм непосредственно отражает артистизм его режиссера Жоржа Мельеса — актера и фокусника. Он смело экспериментирует с самыми известными кинематографическими приемами того времени: наложение кадров, наплыв и различные эффекты монтажа, которые лишь впоследствии стали широко использоваться. Несмотря на простоту спецэффектов, фильм считается первым образцом научно-фантастического кино. В нем много характерных черт этого жанра — космический корабль, открытие новых миров, и здесь же заложены его основные традиции.
Фильм начинается научным конгрессом, на котором профессор Барбанфуайи (его сыграл сам Мельес) пытается убедить коллег принять участие в путешествии на Луну. План принимается, и ученые отправляются на космическом корабле на Луну. Похожий на ракету корабль врезается в глаз Луны, которая выглядит как человеческое лицо. Оказавшись на ее поверхности, ученые встречаются с враждебно настроенными обитателями планеты, которые отводят их к королю. Французы вскоре обнаруживают, что враги легко исчезают в облаке дыма, если к ним прикоснуться зонтиком, и им удается спастись и вернуться на Землю. Они падают в океан и исследуют пучину, затем их спасают и чествуют в Париже как героев. Мельес снял фильм, который стал краеугольным камнем истории кинематографа.
Путешествие на Луну может показаться сюрреалистической кинолентой, но оно развлекательное и непосредственное, соединившее театральные трюки с невероятными возможностями кино. Чародей Мельес был в этом фильме сценаристом, актером, продюсером, создателем костюмов, оператором, разработчиком спецэффектов, которые в его время считались революционными.
Первый научно-фантастический фильм не должен быть пропущен зрителями, которых интересует происхождение традиций и последующее влияние данного жанра во всех его самых известных воплощениях.
Путешествие на Луну показало разницу между художественными кинофильмами и документальными. В то время, когда создатели фильмов в основном изображали события повседневной жизни (подобно фильмам братьев Люмьер в конце 19-го века), Мельес смог показать зрителям развлекательное фантастическое зрелище. Им были распахнуты двери для будущих киноактеров, а его визуальные образы и творческие решения стали первыми в своем роде.
Цветная копия фильма "Путешествие на Луну" и озвучка на русском языке