Примерно в 1970-е годы 20-го века в культуре и искусстве возникли процессы, повернувшие творчество в совершенно ином направлении. Культура модерна стала отживать свое. Люди перестали признавать присущую ей иерархию ценностей, начали протестовать против многих характерных для Нового времени явлений.
Разлад, протест и взрыв
«В 20-м веке все в разладе со всем». Эту фразу приписывают американской писательнице Гертруде Стайн. И что поделать: этот разлад человека со своими собратьями, одной культурной теории с другой, общества и природы действительно очевиден. Разлад ведет к протесту, к предельной эксцентричности в способах самовыражения, стремлению во что бы то ни стало удивить новизной.
Зачем об этом говорить? Анализировать историю развития данного процесса — довольно скучное занятие. Ну написал кто-то книгу «Пределы роста», ну взорвали в Сент-Луисе часть построенного в авангардистских традициях квартала… Это все — лишь верхушка айсберга назревшего бунта против старых идеалов эстетики. Сначала процесс коснулся развитых западных стран, а уж затем и всего мира. Взрыв культурный действительно символично совпал со взрывом жилых домов в Америке.
Движение к точке «здесь и сейчас»
И сегодня я хочу просто взглянуть вкратце на тенденции постмодернизма без попытки оценить их разумность или правильность. Взглянуть с целью углубить наше с вами понимание того, на каком этапе развития искусства мы находимся. А вдруг это поможет понять, куда двигаться самому или куда двигать культуру?
Первое. Постмодерн иронично или даже негативно относится к прошлому. Это означает также, что настоящее для него превратилось в точку переживания «здесь и сейчас». Новое абсолютизировано, а значит погоня за новизной во всех видах искусства стала приоритетом. Придерживаться канонов классиков — чуть ли не моветон.
Человек с улицы, постчеловек и жестокий мир
Второе. Постмодернизм — это своеобразная реакция на контркультуру, усиление и углубление ее концепций. Ключевой момент развития оказался в том, что теперь «взгляд простого человека с улицы», неподготовленного профессионально потребителя уже стал приоритетным.
Третье. На уровне преобладающей идеи стал развиваться образ человека, не выдерживающего влияние мира и становящегося неким постчеловеком. Он как бы играет в мире случайных ситуаций. Жестокий и грубый мир взаимодействует с обезличенной живой системой.
Крах канонов и смешение
Четвертое. Описание, отражение становится гиперреалистичным. Достоверность созданного художественного мира считается важнее попытки диктовать систему ценностей или мораль. Традиционные представления о гармонии, целостности, понятности произведения стали терять силу. Конфликт возник даже на уровне словесного и зрительного ряда. Классический пример — картина Рене Магрита с изображением трубки. На ней на французском языке написано: «Это не трубка».
Пятое. Более того, в культ возведены неясности, ошибки и пропуски. Впрочем, понятие «культ» здесь тоже несколько условно. Скорее, можно вести речь об отсутствии культов и канонов — о целенаправленной деканонизации.
Шестое. Возникла тенденция использовать положительную иронию. Это такой вид иронии, который что-то утверждает, а не разрушает.
Седьмое. Жанры и стили смешались. Особенно модно стало мешать высокое и низкое.
Восьмое. Срастание сознания со средствами коммуникации, рефлектирование над ними.
«Засыпайте границы»
Такой вот обзор достаточно схематичен и условен. Всё же напомню: мы пытаемся проникнуть в суть, понять направление движения. В связи с этим нельзя не вспомнить работу американского литературоведа Лесли Фидлера. Она называлась «Пресекайте рвы, засыпайте границы». Кстати, работа датирована 1969-м годом, то есть как бы опередила свое время и обозначила то, что лишь позднее осознали другие.
Особое внимание хочется обратить внимание на то, какие границы, с точки зрения автора, следует засыпать. Имеется в виду уничтожение границ между реальным и ирреальным, элитарной и массовой культурой. Акцентируется внимание на важности двойной структуры произведений искусства.
Постмодернизм обозначает главный творческий принцип — плюрализм. Имеется в виду признание многообразия стилей и художественных направлений как равнозначных. Нельзя проводить границу между высоким и низким, массовым и элитарным. Человечество, по сути, отказалось, от законодательного разума, от тоталитарного навязывания «программного мнения». На замену ему пришел разум интерпретативный. Теперь важнее истолкование мира, а не поиски истины.
Расставайтесь с отжившим или...
К чему мы пришли? Если все точки зрения имеют право на существование, то ни одно мнение не является окончательным. Любое знание относительно, а поиск глубины и смысла в свете этого абсурден. Стремление избежать любой зависимости привело к приоритету права над долгом. Человеческие ценности рассеялись, а традиции отжили свое.
Стоит ли это принимать во внимание в своих работах? Решать вам. Однако постарайтесь хотя бы понять свою целевую аудиторию, чтобы не удивляться реакции на шедевры, выдержанные в строгих канонах классицизма или авангардизма. Постарайтесь понять, что либо мы расстанемся с отжившим, либо наше искусство даже не начнет жить и влиять на других.