Приветствую на канале!
Отечественный флот сделал ставку на принцип модульности. Сейчас разрабатывается несколько типов кораблей, выполненных по этому принципу, например, 20386 и 22160. Последний является героем сегодняшнего рассказа. Корабли проекта 22160 – это патрульные корабли с водоизмещением около 1500 тонн (в 2 раза больше, чем МРК типа «Буян-М»). Их главной задачей в мирное время является патрулирование исключительной экономической зоны России (это, примерно, 200 морских миль). Далее идёт защита от пиратства, пресечение контрабанды и так далее. В общем то, что делают сейчас наши противолодочные корабли в разных концах света, что не является их прямой задачей. Именно это и стало причиной проектирования и постройки серии патрульных 22160.
С задачами разобрались, теперь расскажем о самом корабле. Если честно, его обводы – это вершина дизайна и проектирования с учётом технологии «стелс». Да, именно «стелс», а не просто снижение площади рассеивания радиоволн. Как было сказано выше, его водоизмещение достаточно велико для своего класса – от 1500 до 2000 тонн. Это объясняется очень хорошими мореходными характеристиками, которые позволяют кораблю развивать скорость в целых 30 узлов, а запас хода составляет 6 тысяч морских миль (или 60 дней). В корме корабля находится отсек, в который можно устанавливать модули под конкретные задачи. А под этим отсеком самое интересное нововведение – бронированная скоростная лодка для спецназа. Еще на корабле установлены различные радиолокационные станции, гидроакустический комплекс с дальностью обнаружения подлодок до 140 км и мощные системы РЭБ.
Что мы видим? Неплохой для своих задач корабль с некоторыми дополнениями, вроде установки контейнеров с вооружением или стелс-обводов. Но за что тогда в интернете и других изданиях так упорно критикуют этого патрульного? Да за то, что, по их мнению, у корабля недостаточно вооружения и систем противовоздушной обороны. По сути, только эти две причины и не устраивают критиков. Честно говоря, с их мнением можно согласиться и вот почему – на корабле всего лишь два отсека для размещения контейнеров с вооружением. То есть можно установить два контейнера с «Калибрами» по 4 единицы в каждом. И всё. А как же защита? В этом и кроется минус корабля. Но давайте же разберемся, так ли это на самом деле.
В мирное время «Василий Быков» и его братья являются отличными кораблями для своих задач. Но вдруг будет поставлена задача резко нарастить ударную противокорабельную группировку ВМФ в Черном море (скоро там будет до 6 кораблей проекта)? В порту на них устанавливают контейнеры с ударным вооружением – итого получится 48 ракет в залпе. Но согласитесь, что 48 сверхзвуковых ПКР это очень много, учитывая, что в строю будут не только патрульные проекта 22160, а еще и другие корабли типа МРК или более мощные корветы или фрегаты. Логично будет установить на хотя бы двух контейнеры с зенитными ракетами. Информации конкретно по такому модулю нет, но, скорей всего, это будет Тор, так как недавно его уже испытывали на одном из корветов.
И что мы видим? Вполне себе неплохое решение специфической задачи. Можно легко уловить мысль критиков, что они рассматривают один корабль как боевую единицу, которая должна в пух и прах разнести весь флот противника, но так не бывает – поэтому создаются корабельные ударные группы - соединения, способные нанести поражение любому флоту. Если обобщенно, то корабли проекта 22160 являются патрульными и действуют в одиночку, но в случае чего должны будут в крайне сжатые сроки дополнены мощным вооружением для увеличения состава флота. Согласитесь, неплохо для патрульного? В следующий раз мы рассмотрим примеры комплектации корабля и задачи, которые он сможет решить.