Найти тему

Готский некрополь и мавзолей Теодориха в Равенне (Италия)

В ходе великих переселений народов германские племена готов ушли со своих изначальных территорий на острове Готланд и на юге Швеции на территорию современной Украины. Здесь они основали государство Готия, ставшее далеким предвестником Киевской Руси.

Карта распространения черняховской культуры из книги В.В. Седова "Славяне в древности".
Карта распространения черняховской культуры из книги В.В. Седова "Славяне в древности".

Границы Готии примерно совпадали с известной археологам черняховской культурой, этнический состав которой был очень пестрым: германцы, славяне, балты, ираноязычные кочевники сармато-аланы (их потомки – современные осетины), греки, жившие по берегам Черного моря в городах вроде Херсонеса и др.

-2

Это государство под управлением готского короля Германариха пало под натиском гуннов в 370-е годы. Под давлением гуннов черняховское население мигрировало в разных направлениях. Например, славяне стали уходить на северо-восток на земли современной Рязанщины, а готы ушли на запад и затем переселились на территорию Римской империи. Тем не менее в Крыму до сих пор находят рунические надписи на готском языке, а носители этого языка жили на полуострове еще в средние века.

Внешний вид мавзолея Теодориха в наши дни.
Внешний вид мавзолея Теодориха в наши дни.

Уже в V веке остготы под управлением короля Теодориха вторглись в Италию и взяли осадой главный римский порт на Адриатическом море – Равенну. Сам Теодорих родился в 454 году в Паннонии (современная Венгрия) в семье короля остготов Теодемира и его жены Эрелеувы (очень характерно имя отца Теодориха, у которого первая часть – германская, а вторая – славянская, не исключено, что он был наполовину славянином). Как и отец, Теодорих исповедовал особый вид христианства - арианство. Пока остготы жили по правому берегу Дуная, самого Теодориха отправили в качестве заложника в Константинополь ко двору византийского императора Льва. Затем он вернулся в Паннонию, где в 474 наследовал трон.

Монограмма Теодориха.
Монограмма Теодориха.

Теодорих сделал Равенну своей столицей на 33 года, которые стали периодом спокойствия и процветания. Причем византийский император Анастасий формально признал его власть. При Теодорихе был восстановлен и приведен в рабочее состояние акведук длиной 70 км, построенный в начале II века по распоряжению императора Траяна.

Изображение Теодориха на готской монете.
Изображение Теодориха на готской монете.

Также при Теодорихе были построены его мавзолей и дворец, баптистерий ариан, архиепископская капелла, церковь Святого духа и базилика Сант Аполлинаре Нуово (возведена при дворце Теодориха). При дворе короля остготов долгое время были советниками римляне Альбин Симмахий и Боэций, но они были казнены в ответ на преследование ариан со стороны византийского императора Юстиниана – тот принял эдикт против арианства в 523. Теодорих умер в 526 году, после чего Равенной еще 9 лет управляла его дочь Амаласунта, пока ее не убили.

Вход на второй этаж мавзолея Теодориха.
Вход на второй этаж мавзолея Теодориха.

Мавзолей Теодориха был построен еще при его жизни около 520 года в районе древнеримского некрополя между римскими стенами города и берегом морской лагуны. Тогда Адриатическое море было совсем близко, так что материалы для строительства доставлялись по нему (археологи даже нашли остатки древнего маяка). Каменные блоки доставлялись с полуострова Истрия из пещеры Ауризина.

Фрагмент второго этажа.
Фрагмент второго этажа.

Сейчас постройка имеет высоту почти 16 метров и еще 3,5 метра находятся ниже уровня земли. В архитектуре мавзолея сочетаются черты римского, готического и ближневосточного искусства. Например, остготскую форму имеет фриз. Очень интересная составляющая постройки – купол диаметров почти 11 метров и весом 230 тонн. Он имеет 12 «ушек»-модильонов в честь 4 евангелистов и 8 апостолов. В разное время символику купола объясняли то влиянием византийского искусства в Константинополе, где долгое время жил Теодорих, то отсылкой к мегалитам древней Европы, то формой германских шлемов.

Ванна из красного порфира.
Ванна из красного порфира.

Ванна из красного порфира поздней Римского империи использовалась как саркофаг Теодориха. В 561 году по распоряжению императора Юстиниана останки Теодориха были вынесены из мавзолея: куда – неизвестно до сих пор.

Фрагмент первого этажа.
Фрагмент первого этажа.
Готский фриз на мавзолее Теодориха.
Готский фриз на мавзолее Теодориха.

Интересно, что римский некрополь вокруг мавзолея продолжал использоваться по назначению и готами.

Современный вид на готсикй некрополь (кладбище).
Современный вид на готсикй некрополь (кладбище).

Археологи обнаружили здесь множество древних захоронений.

Археологические раскопки на месте некрополя.
Археологические раскопки на месте некрополя.

Уже в VIII веке король франков и будущий германский император Карл Великий с разрешения папы римского вывез из равеннского дворца Теодориха в свою главную резиденцию в Аквисгране (современный Ахен) мраморные колонны, мозаики, статуи и пр. Карл даже увез из Равенны конную статую Теодориха. В Ахене он построили себе аналогичный дворец и 8-угольную церковь, как Сан Витале в Равенне, утверждая свои права на титул императора.

Современный вид собора Карла Великого в Ахене. При императоре была построена только центральная 8-угольная капелла, копирующая церкви Теодориха в Равенне.
Современный вид собора Карла Великого в Ахене. При императоре была построена только центральная 8-угольная капелла, копирующая церкви Теодориха в Равенне.

Так были заложены основы будущего крупного европейского государства - Священной Римской империи германской нации, то есть современной Германии. Любопытно, что один из ее правителей, германский император Фридрих Барбаросса присылал князю Владимиру Боголюбскому мастеров с севера Италии, которые построили известные храмы Владимира, а также княжескую резиденцию в Боголюбово.

Декор Дмитриевского храма во Владимире, выполненный мастерами с севера Италии, которых ко двору Владимира Боголюбского прислал император Фридрих Барбаросса, создан в романском стиле, подражающем позднеримскому искусству. В то же время растительный орнамент и фигуры реальных диких и мифических животных - прямое заимствование из ранневарварского искусства славян и германцев.
Декор Дмитриевского храма во Владимире, выполненный мастерами с севера Италии, которых ко двору Владимира Боголюбского прислал император Фридрих Барбаросса, создан в романском стиле, подражающем позднеримскому искусству. В то же время растительный орнамент и фигуры реальных диких и мифических животных - прямое заимствование из ранневарварского искусства славян и германцев.