Вот многие отрицательно оценивают творчество В.С. Пикуля - будто бы у него были ошибки. Да у многих из вас сейчас написаны ошибки! Например не знаете что у русских миноносцев времен русско-японской войны была карапасная палуба в носовой оконечности. Да и вообще все палубы делаются слегка покатыми - чтобы вода стекала и не задерживалась. А самое главное = Валентин Саввич Пикуль сделал множество открытий военной истории для меня лично и для миллионов русских читателей. Вот я завзятый библиофил и знаток военно-морской истории до него вообще не знал что было такое Моонзундское сражение! И в книге Моонзунд описан случай как юнга положил флажки под клапан у подводной лодки - так вот оказывается, что все это было в действительности! Конечно об этом сейчас можно прочитать в интернете и без Пикуля, но тогда - в семидесятые годы в поселковой библиотеке вообще почти не было серьезных книг о военной технике морских сражениях. И только Пикуль явился источником знаний о многих исторических событиях. Вот как эпизод с юнгой из "Моонзунда" произошел в действительности. А сильно ли приврал Валентин Саввич? Да почти нисколько - проверьте сами. Ну вставил вместо боцмана юнгу - ну и что из этого?
23 марта 1913 года, совершая пробное погружение после зимней стоянки, «Минога» чуть не погибла вместе с экипажем возле Либавы. Возле либавского маяка с лодки передали конвоирующему портовому катеру, что собираются погрузиться. Передав сигнал, боцман свернул семафорные флажки в трубочку и засунул их под настил мостика рубки. Сделал он это крайне неудачно, флажки попали в клапан шахты судовой вентиляции, который в тот момент был открыт. При подготовке субмарины к погружению закрывавший клапан старшина Минаев не обратил внимания на то, что клапан не закрылся, так как этому мешали семафорные флажки. Возможно, он просто не обратил внимания на то, что вентиляционный клапан работал туго и не закрылся до конца, списав это на особенность подлодки.
В результате при погружении «Минога» начала набирать воду через полуоткрытый клапан вентиляции. Вода поступала в машинное отделение, а лодка получила отрицательную плавучесть и затонула на глубине примерно 11 метров. При этом с лодки выпустили аварийный буй, который заметили на катере, что и поспособствовало началу спасательной операции. На место прибыл мощный 100-тонный портовый кран, миноносцы, буксир с водолазами, офицеры и матросы – слушатели Учебного отряда подводного плавания. В результате через 10 часов после затопления удалось поднять корму лодки на поверхность и через кормовой люк провести эвакуацию экипажа. Все подводники находились в полуобморочном состоянии, так как надышались парами хлора и кислоты из залитых водой аккумуляторных батарей. Весь экипаж был госпитализирован в больницу с отравлением, но погибших не было.
Или подвиг эсминца "Гром" - где об этом кроме Пикуля было написано в советской литературе? Нигде. Даже в книге "Корабли-герои" не было такого эпизода. И был снят очень хороший фильм "Балтийская слава".
Или например эпизод с нахождением немецких шифров у немецкого крейсера "Магдебург" русскими водолазами? Я в школе все доступные книги о моряках читал, но до Пикуля совершенно ничего не знал об этом эпизоде!
Или например эсминец "Новик" - об этом выдающемся корабле я узнал только из книги "Моонзунд"! Вы можете спросить: а что же ты был такой глупый, что не прочитал об этом из других книг или хотя бы из справочников? Да просто потому, что в нашей поселковой библиотеке вообще не было никаких справочников по кораблям! И только книги Пикуля раскрыли огромный клад военно-морских знаний для меня и миллионов таких как я.
Вот например "капуста в турбине" - что это такое? О том, что турбины кораблей могут ломаться и турбинные лопатки изгибаются и задевают за неподвижные лопатки статора я узнал только от Пикуля. И до сих пор десятки лет это знание помогает мне в моей писательской работе - зная о том, что турбины могут легко ломаться если в них попадут посторонние предметы, а причем корабельные турбины могут быть паровыми и в них иногда пр ремонте забывают молотки, плоскогубцы или гайки, а также авиационные турбины реактивных самолетов - в которые могут попасть засосанные маленькие камешки -то я легко раскрываю причины многих авиакатастроф - в общем благодаря Валентину Саввичу Пикулю.
А доброжелательное описание характеров военно-морских офицеров в царском флоте до революции - кто кроме Пикуля осмелился на это? Или взять "Реквием каравану ..."- до него я вообще (и наверняка и официальные историки) вообще не замечали этот огромный эпизод второй мировой. Или расстрел немецкой эскадрой советского судна "Ижора" - вы знали об этом до Пикуля? Я не знал, как и миллионы других.
А знаете ли вы что в "Окини-сан" Пикуль привел цифру точности попаданий американского флота против испанцев 2%? Вам это не интересно? А я вот лично разговаривал с капитаном первого ранга - начальником военно-морской кафедры, и он не знал каков процент точности попаданий в морских сражениях! Да много еще документальных фактов Валентин Пикуль привел в своих художественных книгах.
И это я еще до сих пор не прочитал его великолепные книги и Миниатюры! "Баязет", "Мальчики с бантиками", "Океанский патруль" (наверное самая плохая его книга - ну это как бы альтернативная история), не дочитал я и "Фаворит" и многочисленные исторические миниатюры...
Пикуля многие критикуют за ошибки. Но ошибки есть у всех. И у каждого из вас есть, и у меня случались промахи.