«Скажу сразу, Советской Армией 60-х годов в лице ГСВГ можно гордиться. Я был призван в армию со второго курса аспирантуры. Уже написана была часть диссертации и вдруг…армия. Не буду лукавить, эта весть меня не очень обрадовала, но надо - значит надо. Ведь в то время в народе было твёрдое убеждение, что тот не мужчина, кто не служил в армии. Понятия «отмазаться от армии» тогда не существовало.
Со мною служили сын генерала, сын министра Украины, такие сынки сегодня наверняка бы увильнули от службы, а тогда их служба ни у кого не вызывала удивления, и никаких поблажек по отношению к ним мы не замечали. О дедовщине мы тогда понятия не имели. Да, были салаги, фазаны и старики. Была определённая субординация между этими сословиями, но она была весьма доброжелательной.
Входить в армейскую жизнь новичку ой как не просто. Поэтому в первые месяц-два первогодка даже опекали старики. Потом начинался период собственно салаги. Кстати, ничего оскорбительного в этом звании никто не видел. Это по сути был курс молодого бойца: надо было многому научиться, тому чем старики уже владели в совершенстве. Естественно, старослужащие имели некоторые абсолютно понятные привилегии: спать на нижнем ярусе коек, редко ходить в наряды на кухню. Вот, пожалуй и все привилегии.
Зато и ответственность большая: на учениях самые ответственные задания поручались именно старикам. Разумеется, бывали и исключения, но я говорю об общих правилах. Ни о каких физических или моральных унижениях салаг я не помню, да их и не было.
Такой доброжелательной атмосфере полк обязан, конечно же, офицерскому корпусу. Офицеры, действительно, дневали и ночевали вместе с солдатами. Но даже не в этом главное, главное в обращении к солдатам. Командир нашей 3-й батареи капитан Кироянц обращался к солдату только на Вы, говорил почти всегда ровным, даже тихим голосом, но достаточно властным, вроде бы и не приказывал, а просил, но так , что ни у кого не возникало даже мысли ослушаться.
В связи с этим я однажды «вляпался». Комбат приказал (попросил ) мне передать какую-то информацию комдиву. Обращаясь к комдиву я и ляпнул: «Капитан Кироянц просил передать Вам, что…». В ответ услышал удивлённое: «Что у вас там за порядки в батарее – капитан просит ефрейтора доставить донесение комдиву». Пришлось оправдываться, что это я неправильно выразился. Остальные офицеры батареи стремились подражать комбату, хотя и с разным успехом.
Сержанты были разного уровня воспитанности, образования, темперамента, но и они должны были соответствовать. Наряды «вне очереди» были очень редким явлением. Комбат вообще никогда не прибегал к такой форме воспитания. Командиры взводов изредка «злоупотребляли». Ваш покорный слуга за всю службу получил один такой наряд от командира своего взвода.
Но обстоятельства, послужившие причиной такого наряда, были столь неординарными, что уже на следующий день комвзвода перед строем сам отменил это взыскание. За всё время службы только один солдат нашей батареи побывал на гауптвахте. Но это сюжет, достойный отдельного, весьма интересного рассказа.
В суровой армейской жизни и без того хватало трудностей, и офицеры стремились каждый в меру своих возможностей и способностей создавать в батарее атмосферу взаимопонимания, взаимовыручки, коллективизма. Так я оцениваю ситуацию с позиций моего сегодняшнего понимания. Тогда она представлялась мне не столь идеальной.
Как во всяком разнородном (по национальности, образованию, воспитанию, уровню внутренней культуры, происхождению) коллективе иногда возникали какие-то недоразумения, противоречия, но они никогда не доходили до конфликтов. Между прочим, среди моих сослуживцев были представители многих национальностей, в том числе и чеченцы. Боюсь, что последующие события с Чечнёй стали следствием неправильной политики как государственных, так и военных деятелей бывшего СССР, ведь могли же мы дружно жить все в нашем армейском коллективе, а полк был Союзом в миниатюре, не было только представителей прибалтийских республик.
И главными созидателями такой атмосферы были конечно же офицеры.
Я приводил примеры из жизни своей батареи, но думаю, что аналогичная ситуация была и в других подразделениях полка…»
С уважением Александр Ковтун.
Если Вам всё же интересны мои публикации, поставьте палец вверх, подпишитесь на мой канал и поделитесь рассказом с друзьями в соц.сетях — тогда они будут чаще появляться в Вашей ленте новостей. А я буду стараться писать ещё. Спасибо за внимание!