Найти в Дзене
Александр Залесов

Лучшие кадры великого Витторио Стораро

Оглавление

Стораро — один из самых талантливых операторов нашего времени. Через его камеру мы смотрим «Апокалипсис сегодня», «Последнего императора», «Конформиста», «Двадцатый век». Подобно большим художникам Возрождения, Стораро писал огромные, многочасовые эпические полотна.

1. Полковник Курц из «Апокалипсиса сегодня»

По словам Стораро, Курц должен быть «нарисован тьмой», а не светом
По словам Стораро, Курц должен быть «нарисован тьмой», а не светом

Кадр действительно больше напоминает картину, чем кино. Его бОльшая часть — это тень, и лишь узкий луч света выхватывает голову и руку полковника (Марлон Брандо). Мы не видим лица, но из-за прямого света хорошо различаем морщины на лбу. Этого хватает. Наше воображение дорисовывает остальное. Посмотрите, как это «рисование тьмой» заметно у любимого художника Стораро — Караваджо. Тот же изобразительный прием. Так искусство XVII века проникает в современность. И, да, Стораро снял фильм и про Караваджо. Посмотрите.

Караваджо «Поцелуй Иуды» (1602)
Караваджо «Поцелуй Иуды» (1602)

2. Розовые джунгли из «Апокалипсиса сегодня»

Во-первых, это красиво
Во-первых, это красиво

Лучше всего, когда тема фильма раскрывается без слов. Одним изображением. Тут фиолетовый дым отлично показывает, насколько чужеродны американцы в этих вьетнамских джунглях. Фиолетовый издавна был очень редким цветом, который не увидишь в обычных ситуациях. Цвет мистической угрозы. Искусственный цвет.

3. Разговор из «Красных»

По композиции это почти «Тайная вечеря»
По композиции это почти «Тайная вечеря»

В фильме про русскую революцию «Красные» (1981) Стораро вновь обращается к художникам XVI-XVII веков. И по композиции, и, что важнее, по свету. Всего две маленьких свечки освещают собравшихся. Но их хватает, что очертить лица, показать эмоции и создать уютную и таинственную атмосферу подпольного кружка.

«Отречение апостола Петра» (Геррит ван Хонтхорст, 1610-е). Те же две свечки освещают всё пространство картины
«Отречение апостола Петра» (Геррит ван Хонтхорст, 1610-е). Те же две свечки освещают всё пространство картины

4. Маленький император из «Последнего императора»

Крутейшая работая со светом. Вы и сами видите
Крутейшая работая со светом. Вы и сами видите

Знаменитый фильм Бернардо Бертолуччи о последнем императоре Китая Пу И половиной своего успеха обязан именно талантам Стораро. Это сложная картина. Действие происходит в разных местах, в разное время и описывает разные эпохи. Главная задача — снять так, чтобы фильм не распадался на отдельные куски, а был единым художественным высказыванием. У Стораро получилось. За это «Оскар» как лучшему оператору 1988 года.

5. Поцелуй из «Конформиста»

Почти невесомый кадр
Почти невесомый кадр

Опять мы видим потрясающую игру со светом. Мягкий. Он проходит через жалюзи и несколькими яркими пятнами освещает фигуры. Прикройте глаза так, чтобы осталась только узкая щелочка. Вы все равно увидите яркое, золотое тело женщины и темный силуэт мужчины. Он стоит в той же комнате, на том же месте, но его фигура намного темнее. Будто она поглощает солнечный свет. Любопытное наблюдение в контексте главной темы фильма — падения человеческой души.

***

Привет тем, кто дочитал до конца. Меня зовут Александр Залесов. Я пишу о кино. Каждый день. Делаю подборки хороших статей про кинопроизводство и индустрию в своём канале в Телеграм, а в Дзене публикую списки фильмов и рецензии. Подписывайтесь, чтобы регулярно получать стоящие советы о том, что посмотреть.