Стораро — один из самых талантливых операторов нашего времени. Через его камеру мы смотрим «Апокалипсис сегодня», «Последнего императора», «Конформиста», «Двадцатый век». Подобно большим художникам Возрождения, Стораро писал огромные, многочасовые эпические полотна.
1. Полковник Курц из «Апокалипсиса сегодня»
Кадр действительно больше напоминает картину, чем кино. Его бОльшая часть — это тень, и лишь узкий луч света выхватывает голову и руку полковника (Марлон Брандо). Мы не видим лица, но из-за прямого света хорошо различаем морщины на лбу. Этого хватает. Наше воображение дорисовывает остальное. Посмотрите, как это «рисование тьмой» заметно у любимого художника Стораро — Караваджо. Тот же изобразительный прием. Так искусство XVII века проникает в современность. И, да, Стораро снял фильм и про Караваджо. Посмотрите.
2. Розовые джунгли из «Апокалипсиса сегодня»
Лучше всего, когда тема фильма раскрывается без слов. Одним изображением. Тут фиолетовый дым отлично показывает, насколько чужеродны американцы в этих вьетнамских джунглях. Фиолетовый издавна был очень редким цветом, который не увидишь в обычных ситуациях. Цвет мистической угрозы. Искусственный цвет.
3. Разговор из «Красных»
В фильме про русскую революцию «Красные» (1981) Стораро вновь обращается к художникам XVI-XVII веков. И по композиции, и, что важнее, по свету. Всего две маленьких свечки освещают собравшихся. Но их хватает, что очертить лица, показать эмоции и создать уютную и таинственную атмосферу подпольного кружка.
4. Маленький император из «Последнего императора»
Знаменитый фильм Бернардо Бертолуччи о последнем императоре Китая Пу И половиной своего успеха обязан именно талантам Стораро. Это сложная картина. Действие происходит в разных местах, в разное время и описывает разные эпохи. Главная задача — снять так, чтобы фильм не распадался на отдельные куски, а был единым художественным высказыванием. У Стораро получилось. За это «Оскар» как лучшему оператору 1988 года.
5. Поцелуй из «Конформиста»
Опять мы видим потрясающую игру со светом. Мягкий. Он проходит через жалюзи и несколькими яркими пятнами освещает фигуры. Прикройте глаза так, чтобы осталась только узкая щелочка. Вы все равно увидите яркое, золотое тело женщины и темный силуэт мужчины. Он стоит в той же комнате, на том же месте, но его фигура намного темнее. Будто она поглощает солнечный свет. Любопытное наблюдение в контексте главной темы фильма — падения человеческой души.
***
Привет тем, кто дочитал до конца. Меня зовут Александр Залесов. Я пишу о кино. Каждый день. Делаю подборки хороших статей про кинопроизводство и индустрию в своём канале в Телеграм, а в Дзене публикую списки фильмов и рецензии. Подписывайтесь, чтобы регулярно получать стоящие советы о том, что посмотреть.