Часто, когда говорят о профессии "артист балета", упоминают о недолговечности этого ремесла.
-Эта профессия не навсегда.
-А если травма? И никуда не возьмут работать.
-Ничего не будешь уметь, кроме танца.
Можно перечислять много рисков и страхов, но все они забываются перед блеском сцены, звуками аплодисментов. Каторга в цветах, но ради этого хочется выходить на сцену снова и снова.
Балетная пенсия
Во сколько наступает балетная пенсия? Официально после 20 лет работы в театре артист начинает получать пенсию, но в большинстве случаев продолжает танцевать, если позволяет форма, а она обычно позволяет. Здесь все очень индивидуально.
Ульяна Лопаткина ушла со сцены в 44 года. Фантастическая Диана Вишнева родила ребенка в 41 год, но через несколько месяцев вернулась на сцену в спектаклях Мариинского театра.
Травма - самая веская причина, которая становится поводом для ухода со сцены. Известно, например, что многие знаменитые балерины проходили через операции на связки, после чего на восстановление уходило от 6 месяцев до года. А целый год для артиста балета - это огромная потеря времени и формы. Но они восстанавливались и возвращались на сцену... Другие предпочитают поберечь здоровье и не возвращаться, приступают к педагогической деятельности.
Педагогика
Много факторов влияет на то, когда артист балета уйдет на пенсию. Все случаи неизвестны, да и разбирать нет смысла.
После ухода со сцены артисты балета в основном занимаются педагогической деятельностью, дают мастер-классы. В профессиональных балетных школах почти все педагоги - в прошлом солисты или примы и премьеры. Кому, как не им учить юных артистов, передавать из рук в руки и из ног в ноги знания, опыт и отношение к искусству балета?
Многие артисты балета после сценической деятельности остаются работать педагогами-репетиторами в театре, где они сами блистали на сцене. Но преподавать тоже нужно уметь, и далеко не все артисты хотят заниматься этим видом деятельности и видят в этом свое предназначение.
Например, Майя Плисецкая никогда не была репетитором, как известно, никогда не хотела, всегда была Артисткой. Ульяна Лопаткина отказалась от должности художественного руководителя Академии русского балета им. Вагановой. Другой пример: Марина Семёнова была очень талантливым и жестким педагогом, от которой вышли великие артисты. Жанна Аюпова после ухода со сцены приняла приглашение занять должность худ. рука Академии Вагановой, а сейчас параллельно репетирует с солистками Михайловского театра.
Педагог-репетитор необходим артистам для подготовки сольных партий балетных спектаклей. Репетитор остается с артистом в зале один на один, они отрабатывают отдельные элементы, исправляют ошибки, ищут лучший вариант исполнения.
Частные студии
Среди артистов набирает популярность тенденция к открытию частных студий. Артист, используя весь приобретенный на сцене и в театре опыт передает его детям, причем, зачастую за очень большие деньги. И родители готовы платить, потому что хотят, чтобы ребенок учился у лучших.
Кажется, что такие студии танцев конкурируют с профессиональными балетными школами. Это не совсем так, поскольку такие школы не дают полного включения в профессию. Но зато там можно отлично подготовиться к поступлению, поскольку артисты прошли весь путь и теперь могут сказать, какие данные для балета нужно развивать каждому ребенку.
🎭 Проклятье Анны Павловой. Труд, за которым она забыла себя
🎭 Как прощались со сценой Уланова и Вечеслова
🎭 Марина Семенова: непостижимое советского балета