«Интенсивное рисование фигуры» — первая часть цикла «Человек за полгода». Курс привлёк большой интерес и мы запустили две полноценные группы вместо традиционной одной.
Всего было пять занятий. На каждом новое упражнение.
1. Быстрое рисование линией и пятном
В начале занятия Дмитрий прочитал лекцию о разных подходах к рисованию фигуры. Сразу после первое задание — рисование линией и пятном. Это два основных средства, которые используются в любой графике, все остальные — их производные.
Сначала группа рисовала модель только линией. Использовали карандаши и ручки. Потом только пятном — тушью и кистью.
В завершение работали линией и пятном вместе так, чтобы два средства не дублировали друг друга. То есть, линия не обводит пятно, а дополняет его. Одно средство главное, другое — дополняющее.
2. Рисование сечениями
Сечения — воображаемые линии, которые образуются при мысленном рассечении предмета плоскостью определённого наклона. Сечение описывает форму подобно обручу, повторяя рельеф рассечённой поверхности.
Участники делали точный линейный рисунок, на нём рисовали сечения в самых наполненных частях основных форм. Например, ягодичные мышцы, икроножные мышцы и широкая часть грудной клетки.
Сечение может быть сделано под любым углом, а в рамках задания важно делать их именно поперёк продольной оси объёма — это помогает достоверно показать ракурс.
3. Рисование с другой стороны
Каждый участник выбирал себе место и рисовал модель с точки, противоположной реальному положению, — как если бы сидел напротив. То есть мысленно переворачивал модель на 180 градусов.
Задача — представить как расположены части тела, которые мы не видим или видим фрагментарно, понять, как изменится силуэт. Важно убедительно передать позу и конструкцию фигуры (вставки, повороты форм).
Передать большие соотношения важнее, чем мелкие детали.
Этим упражнением проверяются знания по анатомии, понимание ракурса и формы.
4. «Корень имбиря»
У каждого рисунка по такому заданию два автора. Первый за полминуты линией рисует фигуру гротескно, усиливая характерные черты модели и позы. Второй автор в течение сорока минут завершает рисунок. Он не исправляет линию первого автора, какой бы неточной и странной она не казалась. Цель — создать из быстрого рисунка цельную, замкнутую и убедительную форму.
5. Рисование с нарастающим темпом
Проверяли новые навыки, смотрели, как изменилось рисование.
Суть упражнения — рисование с нарастающим темпом. Сначала позы по пять, три и одной минуте. Потом динамика — модель медленно двигается, медленно переходя из одной позы в другую.
Задача — получить завершённый рисунок с акцентом на движение фигуры, вне зависимости от времени за которое он сделан.