Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Раба любви» - фильм-перевёртыш

Кинофильм «Раба любви» (1975), помимо того, что прекрасен сам по себе, содержит интригующий социокультурный код. Двойное дно у этой дивной шкатулки. Невооружённым глазом видно, что это сюжет-перевёртыш и если вы мысленно поменяете «красных» на «белых», ...в кадре вообще ничего не изменится. Напомню историю: звезда экрана Ольга Вознесенская, влюблённая в симпатичного оператора, соглашается ему помогать, а он — большевик-подпольщик. Дело происходит в городе, занятом, соответственно, белогвардейцами.

Звезда экрана Ольга Вознесенская, влюблённая в симпатичного оператора, соглашается ему помогать, а он — большевик-подпольщик. Кадр из фильма «Раба любви» (1975). Скриншот.
Звезда экрана Ольга Вознесенская, влюблённая в симпатичного оператора, соглашается ему помогать, а он — большевик-подпольщик. Кадр из фильма «Раба любви» (1975). Скриншот.

Он и она — тоже в белом. Постоянно. Неизменно. Шляпки, авто, прозрачный шарф, пикники, разговоры. Аполитичная съёмочная группа скучает по «нормальной жизни», и никак не по «вихрям нового мира» и прочим «товарищам-маузерам». Актриса Вознесенская проникается идеей (но нет - не проникается, ей люб оператор), когда видит кадры белогвардейского террора — эти плёнки ей и предстоит спрятать. Все дружно плачут о России, которой уж никогда не будет и которую они (если честно) никогда и не ценили. Пока она (Россия) не обратилась в горячее поле битвы.

Однако тут мог быть и красный террор, а господин Потоцкий (типичная шляхта) обратился бы дворянской сволочью, которую надо — в расход. Кадр из фильма «Раба любви» (1975). Скриншот.
Однако тут мог быть и красный террор, а господин Потоцкий (типичная шляхта) обратился бы дворянской сволочью, которую надо — в расход. Кадр из фильма «Раба любви» (1975). Скриншот.

Однако тут мог быть и красный террор, а они с механиком Потоцким (типичная шляхта) обратились бы «дворянской сволочью», которую надо — в расход. Несмотря на известность госпожи Ольги. По законам военного времени. Или — зарубить шашками. Ребята по синематографам не шляются — им всё равно, что за актёрка. Единственный отрицательный герой — капитан Федотов, начальник контрразведки. Ведёт себя, как типовая скотина. Поменяй ему фуражку на кожаную кепку — выйдет комиссар. Даже лексикон тот же. Реплики - чуть подправить с идейной точки зрения. Всё.

Аполитичная съёмочная группа скучает по «нормальной жизни», и никак не по «вихрям нового мира» и прочим «товарищам-маузерам». Кадр из фильма «Раба любви» (1975). Скриншот.
Аполитичная съёмочная группа скучает по «нормальной жизни», и никак не по «вихрям нового мира» и прочим «товарищам-маузерам». Кадр из фильма «Раба любви» (1975). Скриншот.

По обе стороны войны были такие Федотовы — это закон бытия в подобного рода конфликтах. Когда изысканно-истеричная Раба Любви неслась в пустом трамвае со словами: «Господа, вы звери...», её преследовали персонажи без опознавательных лычек и значков — вполне могли быть котовцы какие-нибудь (я говорю это условно — котовцы, ибо годятся любые варианты, вплоть до махновцев и разных бандитов). Легко меняем белых - на красных, а зверей - на господ. Это не раба любви, но раба времени.

 Это не раба любви, но раба времени. Кадр из фильма «Раба любви» (1975). Скриншот.
Это не раба любви, но раба времени. Кадр из фильма «Раба любви» (1975). Скриншот.

Ретро-фильмы 1970-х - это не о конкретных людях. Как раз люди являются тут раскрашенными куклами, статистами. Главное действующее лицо — некая обобщённо-старинная эпоха. Эти картины - об остром желании советской интеллигенции сбежать в мир плетёных кресел, дачных абажуров и кружевных зонтиков. А точнее - в мир барства, расслабленности и законного (sic!) ничегонеделания. Однако же «Раба любви» - уникальна даже на этом ретро-фоне. Здесь — принципиальная заменяемость белого на красное без ущерба для фабулы.

Зина Корзина (с).