У каждой профессии существует «профессиональная этика»: как общаться друг с другом, с начальством, с подчиненными, с клиентами…. Всю жизнь проработав в области туризма, я привыкла к доверительным отношениям. Иначе нельзя. Люди нам доверяют свой отдых, а это не только развлечения и комфортное проживания, экскурсии и поездки, это еще и надежность, безопасность, порядочность. Часто случается, что надо срочно урегулировать проблемы с туристами. Тут не до договоров, многие вопросы решаются просто по телефонному звонку или электронному сообщению. Потому что на первом месте – благополучие и качественный отдых наших туристов.
И тут мне недавно пришлось столкнуться с другим видом профессиональной этики – юридической. Мне понадобилась помощь юриста в другом городе. Ездить туда далеко, да и дорого. Поэтому я «решила» найти хорошего юриста и попросить его быть моим представителем для оформления документов в администрации города. Дело в том, что я сама не знала, когда мне понадобится эта услуга и понадобится ли вообще. Вот тут-то и возникла проблема. Для того, чтобы заключить договор и оплатить услугу, необходимо мое личное присутствие. Я предложила заключить соглашение и внести аванс в счет будущей работы – оказывается этого делать нельзя, т.к. будет нарушена отчетность перед коллегией. Что это такое? Тогда зачем мне представитель в городе, если требуется мое присутствие? Ерунда какая-то. Но, дело уладили. Мы оговорили объем работы, расценки, я внесла аванс. Написали Соглашение общего образца, в котором, кстати, оказалось много ошибок и неточностей. Когда я юристу об этом сказала, мне ответили, что соглашение формальное. Надо же какое-нибудь заключить.
Прошел год, за это время стало ясно, что мне услуги юриста не понадобятся, т.к. закон о «гаражной амнистии» так и не вышел. Я опять приехала в этот город, пришла к юристу (не буду называть ее имени) и попросила произвести сверку расчетов, расторгнуть соглашение и оговорить сумму к возврату. Конечно-же не всю. Я понимала, что какое-то время на меня потратили, поэтому его надо оплатить.
И вот тут я столкнулась с таким хамством…. Ничего мне возвращать не собирались, мое предложение приняли как оскорбление, говорили со мной не как с клиентом, а как с преступником на скамье подсудимых… Да-а-а-а
Может быть, я и не права. Но ведь когда турист аннулирует свой тур по собственной инициативе (передумал, не получается поехать или другие неуважительные причины), ему возвращается сумма за вычетом фактических расходов. Бывают ситуации, когда сумма возвращается полностью. Но ведь мы тоже тратим свое время, силы на подбор тура, на его бронирование, оплату, отслеживание.
Или просто это профессиональная деформация? Когда постоянно приходится дебатировать в судах, начинаешь уже дебатировать и с клиентами? И еще, когда я попросила отнестись ко мне «по-человечески», мне ответили: « Я не человек – Я юрист».
А может быть все-таки надо быть человеком всегда и во всем?