Найти тему
Гуру Архитектуры

Архитектура Грузии X-XI веков

К началу XI столетия все основные тенденции, которые наметились еще во второй половине X века, получили полное развитие, и мы уже можем говорить о новой, вполне определившейся стадии, достигнутой грузинской архитектурой.

Прежде всего окончательно определился ведущий тип купольного храма: удлиненный с запада на восток четырехугольник, образующий своими массами форму креста, с высоким куполом в центре, на четырех свободно стоящих устоях. Алтарная абсида, за сравнительно редкими исключениями, заключена в эти прямоугольные очертания внешних стен. В пропорциях здания постепенно усиливалось устремление ввысь. Этому особенно способствовало сильное повышение барабана, который стал многогранным и перекрывался шатром.

Главнейшие храмы XI века по своим размерам превосходят постройки ранних эпох. Из некупольных храмов окончательно исчезли базилики, только однонефные церкви продолжали существовать на протяжении веков. Большинство маленьких сельских церквей, сохранившихся в огромном количестве, принадлежат именно к этому типу.

В корне меняется подход художника к своей задаче. Главной проблемой, привлекающей его внимание, становится декоративное оформление здания. Уже в Кумурдо и Ошки мы отмечали появление на стенах богатой орнаментальной резьбы. В XI веке архитектурная орнаментация достигла своего полного, блестящего развития. Отныне украшение стало не только вспомогательным элементом, служащим подчеркиванию тех или иных архитектурных форм, а полноправным компонентом художественного произведения.

Фасады здания разработаны декоративными арками, окна и двери обрамлены широкими наличниками и навершиями, орнаментальными полосами покрыты карнизы, появляются большие резные кресты и розетки; барабан купола, где оконные наличники почти соприкасаются друг с другом, нередко превращается в сплошную орнаментированную поверхность. Эти украшенные полосы заполняются не отдельными, законченными изображениями, как в Болниси или Джвари, а нанизанными на одну ось одинаковыми звеньями, воспринимаемыми только в ансамбле всего наличника, навершия и т. д. По количеству и разнообразию мотивов резьба эта исключительно богата; творческая фантазия грузинских средневековых зодчих действительно неиссякаема, а мастерство их в лучших произведениях эпохи достигает высокого совершенства.

Особо следует подчеркнуть, что этот пышный декор в каждом отдельном случае логически увязывается с конкретными архитектурными формами: подбор и распределение мотивов, их масштаб подчиняются определенной закономерности, всегда продуманы, а не произвольны.

В ранних памятниках (X — XI веков) резьба неглубокая, без резких теней; позднее (уже с XI века) формы становятся сочнее и пластичнее, фон значительно углубляется, игра светотени, общая живописность усиливаются. Портики и приделы с западной и, чаще, с южной стороны становятся теперь почти необходимым атрибутом каждого значительного храма, создавая еще одну, дополнительную ступень рядом с основным массивом здания и обогащая общее впечатление.

Внутри стены и своды храма сплошь расписывались, что, конечно, также вполне совпадало с общими декоративными устремлениями эпохи. В связи с росписью внутренняя поверхность каменных стен уже не обрабатывалась с прежней тщательностью, в проработке архитектурных профилей терялись прежние тонкость и артистичность, какие мы видели в Самцевриси и Цроми, где стены могли сами по себе, одной своей безукоризненной кладкой доставить зрителю эстетическое наслаждение.

В отношении строительных приемов и материалов никаких существенных изменений в этот период не было, не считая уже отмеченного исчезновения тромпов и замены их парусами. Своды, купола, арки и столбы оставались по-прежнему основными конструкциями, но подковообразная форма более не встречается.

Подавляющее большинство крупных храмов выстроено из камня, причем с внешней стороны квадры так же гладко отесывались, как и прежде. Но наряду с камнем иногда используют и кирпич; от этой эпохи сохранились два-три памятника, целиком выстроенных из кирпича, с применением керамических плит.