Карло Маркионе (Carlo Marchione, b. 1964) — итальянский гитарист, один из крупнейших классических гитаристов современности. Текст ниже — по материалам интервью (англ.), опубликованного sixstringjournal.com.
Когда вы начали играть и почему? Или, что привело вас к гитаре изначально?
Регулярно заниматься на гитаре я начал в возрасте 10 лет. В моей семье все играли хотя бы на одном музыкальном инструменте, поэтому для меня это было вполне естественно. После того, как я совершил поездку в Испанию, навещая своего брата (который там жил тогда), я решил выбрать гитару.
Какой репертуар вам нравится играть больше всего?
Уфф.. это как спросить, какую пищу вы предпочитаете. У меня нет предпочтений, мои программы следуют настроению момента, моим эмоциональным потребностям, так сказать.
На какой гитаре или гитарах вы играете? Струны?
Сейчас я играю на гитаре, построенной Daniele Chiesa, со струнами Savarez.
Какие гитаристы и музыканты оказали на вас наибольшее влияние?
Николаус Арнонкур [Nikolaus Harnoncourt, (1929 - 2016), австрийский дирижёр] и Моцарт.
Какой записью (или записями) вы больше всего гордитесь?
Я не хочу задирать нос, но мне нравятся все мои записи. У каждой из них есть свои сильные и слабые стороны, но все они были сделаны с глубоким энтузиазмом и убеждённостью.
Существуют ли записи, которые, по вашему мнению, имеют самый лучший звук гитары?
Это записи Tilman Hoppstock [немецкий классический гитарист, b. 1961].
Какие интересные проекты (записи, концерты) у вас намечаются?
Я очень рад любому концерту или проекту, иначе не стал бы заниматься им. В ближайшие недели я буду выступать в Берлине и в Москве. Что касается моих проектов, помимо моей учебной деятельности в четырёх академиях в Европе (Лилль, Маастрихт, Пальма-де-Майорка и Рим), я очень люблю свои онлайн-мероприятия, такие как преподавание, чтение лекций и публикация своих транскрипций в онлайн-магазине (www.carlo-marchione.com/shop). Это замечательная вещь, которая идет фантастически хорошо.
Насколько много вы занимаетесь? И структурируете ли вы свою практику каким-либо конкретным образом?
Из-за моего очень плотного графика мне приходится выкручиваться, выбирая время для занятий. Я могу 2 дня не прикасаться к гитаре, а потом 2 дня заниматься по 8 часов, из этого сложно вывести среднемесячную статистику. Для меня отлично работает метод, чтобы выучить текст пьесы и понять её форму, а затем работать над проблемными пассажами.
Есть ли аспекты гитары, которые всё ещё вызывают у вас трудности, над которыми вы всё ещё работаете?
Ну, на самом деле, над любой вещью можно работать бесконечно! Из-за особой формы моего мизинца левой руки я всегда должен быть очень изворотливым в поиске аппликатур, так что, это то, над чем я буду работать на протяжении всей жизни...
Вы естественным способом запоминаете музыку или имеете специальную технику, которая помогает ассимилировать музыку в память?
В детстве меня всегда поощряли читать с листа и быстро учить новые пьесы. Вдобавок к этому у меня был фантастический преподаватель гармонии и композиции. Это научило меня очень быстро запоминать пьесы. Для некоторых музыкальных стилей (таких как барокко или классицизм) я помню пьесу наизусть сразу после её проигрывания от начала до конца. Естественная предрасположенность, музыкальная эрудиция и навык чтения с листа — это лучшая комбинация для быстрого и хорошего запоминания пьес.
Вы публиковали какие-либо собственные редакции или собираетесь это делать в будущем?
Некоторые из моих транскрипций уже были опубликованы в прошлом (например, Сонаты Скарлатти K.208 и 380), но, как я упоминал ранее, в последние годы я очень много работал над моими онлайн-проектами, и среди них есть интернет-магазин, где я публикую свои гитарные транскрипции, сольные и ансамбли. Это стало возможно только благодаря моей невесте, Merce Font, которая постоянно управляет моим сайтом и развивает его. Там можно найти транскрипции от Шумана до Телемана, от Вагнера до Гайдна или Моцарта, Альбениса или Парадизи. Мы очень счастливы и гордимся этим!
У вас есть любимое упражнение, которое вы используете для разогрева?
Мне очень помогает небольшой набор пьес, содержащих тремоло на одной или разных струнах.
Есть ли у вас какие-либо предконцертные ритуалы?
На самом деле нет, но я никогда бы не смог сыграть, не получив напутствия "ни пуха, ни пера!" от своей возлюбленной :-)
Вы ухаживаете за своими ногтями каким-то определённым образом?
Ну, я думаю, все делают это, руководствуясь собственными проблемами. Я знаю, что мои ногти должны быть определённой длины и формы, и полирую их, чтобы получить гладкие концы для ровного звука.
Какой самый важный совет по занятиям вы предложите молодым игрокам?
Моим советом было бы знать как можно больше музыки, но не только в терминах "Я слышал 6-ю симфонию Малера". Всегда продолжайте углублять свои знания гармонии и музыкальной формы, гуглите и находите ноты и слушайте музыку с партитурой в руках, пытаясь сделать собственный анализ, почувствовать эмоционально-философское послание композитора (возможно, начиная с чего-то более простого). Фортепианные сонаты Моцарта — истинное золото для этого. Нет необходимости говорить, что для современного поколения это большая удача — иметь возможность найти ноты и записи в Интернете. Просто используйте этот шанс.
В качестве второго совета я хотел бы дать следующее: если вы хотите участвовать в конкурсах, это действительно хорошо, они являются отличным прожектором для вашей карьеры, но не позволяйте им ограничивать вас как музыканта. Я слишком часто вижу молодых потрясающих игроков, путешествующих с одними и теми же 3-4 пьесами из года в год. Расширяйте свой репертуар настолько, насколько можете.
Какой репертуар вы считаете необходимым для учеников (совсем молодых и студентов консерваторий)?
Среди действительно замечательных вещей я всё ещё рассматриваю все этюды Сора, как обязательные для любого гитариста.
Почему?
Потому что они учат от самого простого, чтобы иметь дело с артикуляцией, полифонией, фразировкой и формой. В частности, это лучшие упражнения, которые можно сделать для левой руки. Кроме того, среди них есть настоящие жемчужины репертуара (то есть, они хороши и как концертные пьесы).
Какие записи должен знать каждый молодой гитарист и почему?
Все кантаты Баха Suzuki [японский дирижёр] и записи Bach Collegium Japan. Я думаю, что не нужно говорить, почему.
Какую последнюю книгу вы прочитали? Любимые авторы?
"Music in the Castle of Heaven" (Gardiner) и "La vida callada de Federico Mompou" (Clara Janes).
Вы следите за своим здоровьем? Упражнения? Следуете определённой диете? Есть ли у вас любимая еда перед концертом?
Я пытаюсь, но мой график жизни с трудом позволяет соблюдать распорядок. В качестве предконцертной еды я люблю макароны или картофель, они дают организму много энергии и не тяжело перевариваются.
Используете ли вы медитацию?
На самом деле нет. Мои хорошие друзья в Италии — двое лучших учителей йоги, я много медитировал с ними, и по их словам у меня хорошо получается, хотя это не моя обычная практика. Я чувствую, что мне нужно другое действие. Конечно, время от времени я беру тайм-аут в своём сумасшедшем графике, но, я думаю, вы имеете в виду не это. Могу сказать, что делать музыку — это мой способ медитации.
Каков ваш любимый способ провести время, когда вы не занимаетесь?
Я люблю проводить время со своей невестой (она тоже музыкант) и путешествовать вместе. Этим летом мы были в Зальцбурге во время Festspiele. Это было прекрасно! Если вы имеете в виду свободное время в течение дня, ну, в свободное время я слушаю музыку, читаю музыку, транскрибирую музыку... Я думаю, что нахожусь в музыке 24 часа 7 дней в неделю. Ах да, мне нравится смотреть сериалы на Netflix, когда есть время (правда редко).