Неправильное знание хуже, чем незнание.
Адольф Дистервег
Многие любят обсуждать пользу бизнес-обучения, но редко, кто обсуждает вред от него. При этом примерно одинаково жалуются и на низкий уровень преподавателей, и на нежелание сотрудников учиться. Жалуются на то, что периодически на обучение приходят те, кто мешает, но не задаются вопросом : “Почему это происходит?”
В настоящей статье я попытался разобраться, когда бизнес-образование приносит пользу, а когда вред обучающемуся? Почему люди приходят учиться, но не учатся, а мешают процессу?
Краткое содержание
Следует различать по сути, а не по названию, и не путать три формы бизнес-обучения: (1) лекции с семинарами, (2) тренинги и (3) мастер-классы. Каждая форма обучения предъявляет к обучающему определенные требования, которые сильно различаются.
Полезность обучения зависит от:
- актуальности методологии,
- соответствия методологии требованиям решаемой задачи,
- соответствия преподавателя требованиям формы обучения,
- соответствия обучающегося требованиям формы обучения.
В статье вводится понятия квалифицированный и неквалифицированный обучающийся.
В конце статьи приведен пример анализа для обучающих программ некоторых популярных авторов бизнес-обучения.
Термины и понятия
Знания, навыки и умения
Под бизнес-обучением я понимаю обучение знаниям, навыкам и умениям, которые необходимы людям для успешного выполнения своих должностных обязанностей.
Обычно под знанием подразумевают только тот результат познания, который обладает непреходящей истинностью, может быть логически или фактически обоснован и допускает эмпирическую или практическую проверку.
Под навыком будем понимать деятельность, сформированную путём повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.
Под умением обычно понимают освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний. Умение формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Формы бизнес-обучения
В качестве формы бизнес-обучения чаще всего называют лекции, семинары, тренинги и мастер-классы.
Попытаемся разобраться, что есть что.
Лекция
Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Под лекцией будем понимать учебное занятие, состоящее в устном изложении предмета преподавателем.
Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться.
Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Материал лекции закрепляется на семинарах.
Семинар
Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала.
Термин «семинар» появился в XVI веке и происходит от лат. seminare (сеять) или лат. seminarium (саженец, теплица). Термин вновь вошёл в обиход в период идеализма рубежа XVIII—XIX веков, когда студенты воспринимались равноправными членами научной деятельности.
Тренинг
Тренинг (от англ. train — тренировать, обучать, воспитывать) - систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. Различают тренинг делового общения, тренинг продаж, перцептивный тренинг, поведенческий тренинг и т.д.
Мастер-класс
Мастер-класс (от англ. master – лучший в какой-либо области, class – занятие, урок) – занятие в форме семинара или в форме публичного выступления, которое проводит эксперт (мастер) в определённой дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.
Отдалённым предшественником мастер-класса можно считать методику преподавания софистов в Древней Греции. Демонстрация своего мастерства софистом ученикам в присутствии публики сочеталась с детальной проработкой выступлений самих учеников преподавателем.
Родоначальником мастер-класса в его современной форме обычно признаётся Ференц Лист, проведший мастер-класс в Веймаре в 1869 году. В его занятии с музыкантами уже присутствовали основные атрибуты данного метода: демонстрация местными музыкантами своих навыков, отработка под руководством мастера мелких деталей исполнения, оригинальных звуковых эффектов, фразировки и ритма, присутствие аудитории. Обычно мастер-класс Листа был рассчитан на 10—20 участников. Хотя Лист не определял произведения, которые должны были они подготовить, большинство заранее интересовались, какие сочинения они могли бы отрепетировать к следующему мастер-классу. Его продолжительность была различной — от полутора до двух часов; обычно он начинался в 16.30, после обеда и дневного сна.
Отличием форм
Лекция - это передача общих знаний. Семинар - это закрепление знаний, полученных на лекции. Тренинг – это тренировка и совершенствование. Мастер-класс – получение знаний от эксперта в определенной сфере.
Основной отличительной чертой тренинга является – интерактивность и технологичность. Потому, как на тренинге человек обретает опыт, делая что-то самостоятельно.
На мастер-классе эксперт рассказывает и показывает, «что» и «как» он сделал в своей практике, чтобы прийти к успеху. Или же, какое предпринятое, на его практике, действие оказалось ошибочным и привело к негативным последствиям. А также, на основе анализа существующей ситуации эксперт дает рекомендации и возможные пути решения существующих проблем.
Проще говоря, тренинг – это «точечная работа» над развитием определенных навыков, и чаще всего, тематика охватывает узкую специализацию. Мастер-класс, в свою очередь, охватывает конкретную сферу деятельности целиком и анализирует его отдельные составляющие, выявляя определенные проблемы.
Я различаю их следующим образом:
- На лекциях и семинарах лектор передаёт знания,
- На тренингах тренер формирует навыки,
- На мастер-классах эксперт демонстрирует наилучшие образцы умения.
Качество бизнес-обучения
Качество бизнес-обучения, по моему мнению, определяется тремя факторами факторами:
- Соответствие методологии, лежащий в основе обучения, требованиям решаемой задачи. При этом нужно оценивать также и актуальность самой методологии (не устарела ли она, не является ли псевдо-научной). Например, методология SPIN не подходит для продавцов в розничных магазинах.
- Соответствие преподавателя требованиям формы обучения.
- Соответствие обучающегося требованиям формы обучения.
Требования к преподавателю
Ниже в таблице приведены требования к преподавателям в зависимости от формы бизнес-обучения.
Умение и навыки вести обучение также является требованием к преподавателю. По умолчанию считаем, что преподаватель обладает соответствующими (форме обучения) навыками и умениями, в противном случае считаем его не соответствующим требованиям.
Требования к обучающемуся
Ниже в таблице приведены требования к обучающимся в зависимости от формы бизнес-обучения.
Наличие мотивации к обучению также является требованием к обучающемуся. По умолчанию считаем, что обучающийся мотивирован учиться, в противном случае считаем его не соответствующим требованиям.
Польза и риск обучения
Таким образом для каждой из трёх форм бизнес-обучения (лекции с семинары, тренинги, мастер-классы) мы имеем четыре параметра, определяющих вероятность полезности обучения:
- Актуальность методологии
- Соответствие методологии требованиям решаемой задачи
- Соответствие преподавателя требованиям формы обучения
- Соответствие обучающегося требованиям формы обучения
Чтобы обучение принесло пользу должны сойтись “все четыре звезды”: подготовленный преподаватель должен обучить соответствующим образом подготовленного обучающегося актуальной и соответствующей решаемой проблеме методологии.
А какова вероятность, что эти “звезды сойдутся”?
Я считаю, что определяющим является квалификация того, кто “посылает учиться”, в первую очередь квалификация обучающегося.
Квалификация обучающихся
В моей картине мира я разделяю тех, кто учится на две категории: квалифицированный обучающийся (1) и неквалифицированный обучающийся (2). Идея на разделение по признаку обладания достойной квалификации взята из правил регулирования фондового рынка и адаптирована.
Под квалифицированным обучающимся я понимаю такого учащегося, который обладает достаточной квалификацией (знаниями, умениями и навыками), позволяющей ему сделать обоснованное заключение о качестве получаемого образования. Такое заключение он делает на основании своих логически или фактически обоснованных, допускающих эмпирическую или практическую проверку, выводов о наличии непреходящей истинности получаемых знаний.
Под неквалифицированным обучающимся я понимаю такого учащегося, не который обладает квалификацией, позволяющей сделать обоснованное заключение о качестве получаемого образования.
При этом один и тот же человек в отношении одной предметной области (одного образовательного процесса) может являться квалифицированным учащимся, а в отношении другого неквалифицированным.
Одновременно с этим следует принимать в расчёт, что обучающийся может (независимо от того, является он квалифицированный обучающийся или неквалифицированный) соответствовать или не соответствовать требованиям, предъявляемым к обучающимся.
Если учат “правильным” вещам
Если идет обучение знаниям, умениям или навыкам, непреходящей истинностью, то результат обучения будет для различных категорий учащихся будет таким, каким указан в таблице ниже.
Если учат “чужим” вещам
Если идет обучение знаниям, умениям или навыкам, не обладающих непреходящей истинностью, то результат обучения будет другим - таким, каким указан в таблице ниже.
Резюме
Квалифицированный обучающийся “застрахован” от ложных знаний, он всё-равно получает пользу от обучения, чего не скажешь о неквалифицированном учащимся.
По большому счету, именно по этой причине государство пытается активно регулировать деятельность по обучению. Но бизнес-обучение не попадает под это регулирование, по этому тут возможно всё. К сожалению, так часто и бывает.
Хочу обратить внимание, что обучение “чужим” знаниям, умениям или навыкам приносит и обучающемуся (неквалифицированному), и компании огромный вред. Жизненно необходимо, чтобы выбор лектора и программы обучения осуществлял квалифицированный специалист.
Если учиться у "неподходящего" учителя неквалифицированному учащемуся, то результат будет печальный. А вот дойдя до определенного уровня - став квалифицированном учащимся - учить себя можно у любого - вреда не будет, ну может кроме зря потраченного времени.
Пример анализа
В качестве объектов для анализа я выбрал обучающие мероприятия замечательных провайдеров бизнес-обучения - Активный мир и Открытой школы бизнеса.
Лекции Александра Фридмана
По моей классификации его мероприятия - это именно лекции. Автор обладает широким кругозором, предлагаемые (рассказываемые) им методики не бесспорны, но вреда не нанесут. Рекомендую всем, кто управляет или планирует управлять людьми.
Лекции Андрея Теслинова
По моей классификации его мероприятия - это именно лекции. Автор обладает широким кругозором, прекрасно разбирается в теме. на своих лекциях он преподаёт созданную им методику, возможного вреда от применения которой я не вижу. Рекомендую всем, кто хочет начать разбираться в философии управления, кто хочет понять не только, “что есть управление”, но “как есть управление”.
Лекции Дмитрия Гаврилова
По моей классификации его мероприятия - это лекции и семинары (лекции с практическими заданиями), но ни в коем случае не тренинги). Автор прекрасно разбирается в том, о чем рассказывает (управление цепочками поставок, запасами), обладает как большим опытом чтения лекций, так и опытом применения знания на практике.
Рекомендую его лекции только тем, кто имеет практический опыт работы по планированию и управлению цепочкой поставок, в противном случае вам будет не понятны многие вещи.
Тренинги Елены Сидоренко
По моей квалификации её мероприятия - это тренинги. Автор прекрасно владеет методикой проведения тренинга, хорошо понимает риски негативных последствий и прекрасно их предотвращает.
Однако посещать её мероприятия следует только тем, кто имеет теоретическую подготовку по вопросу тренинга, иначе будет интересно, но бесполезно, риск получения вреда отсутствует.
Мастер-классы Игоря Рызова
По моей квалификации Игорь Рызов проводит мастер-классы с элементами тренинга: автор прекрасно рассказывает и демонстрирует различные приемы ведения переговоров, пытается тренинговыми методами обучить чему то слушателей. Но есть большой риск получения вреда при выполнении заданий (в его последней книги один из таких случаев описан: уничтожение авторитета перед коллегами, присутствующими на тренинге).
Также мне не очень нравятся методы и инструменты предлагаемые автором, их необходимо знать и понимать: последнее - понимание сути - надо будет получать самостоятельно, проводя анализ, ну а знать - узнаете.
В общем на обучение к этому автору я рекомендую ходить только опытным подготовленным обучающимся с обязательным разбором услышанного после тренинга, в противном случае возможны негативные последствия.