Минное поле - именно так я воспринимала младшего сына после его 2-летия.
Мне неудобно вам в этом признаваться, но я его боялась. Потому что не знала, какое мое действие, слово или просьба спровоцируют взрыв. Идем из садика, пытаюсь придержать беговел перед проезжей частью... Медосмотр, уборка игрушек, еда и купание – все эти ситуации могли спровоцировать взрыв.
Взрыв – это истерика, агрессия в мою сторону, резкий отказ сотрудничать, все вещи разлетаются в стороны. Помню свои моменты отчаяния. Вот мы вдвоем рыдаем у дверей группы в садике. Вот я в гневе, не понимая уже, что делаю, распахиваю входную дверь и говорю, не хочешь – иди. Да что уж там, давайте начистоту – еще год назад случались моменты, когда мой 8-летка требовал отдать его в детский дом, настолько мы плохие родители.
Я счастлива, что однажды ко мне пришла информация о теории привязанности. Я поняла, что агрессия и при этом полное отсутствие слез у ребенка, - это не его особенность, а тревожный симптом, с которым нужно работать.
Потом я начала работать с детским сном и изучать психологию развития ребенка. Затем в мою жизнь пришла позитивная психология и позитивные методы воспитания.
И теперь я знаю, что минное поле, как, кстати, и плохой сон, не выдается в роддоме вместе с малышом.
Неожиданный взрыв может быть признаком:
- голода или жажды (обязательно носите с собой всегда бананы, печенье и воду),
- перегула или эмоционального переутомления (не забывайте о нормах сна, следите, чтобы малыш высыпался. Иногда забрать из сада на 10-15 минут может спасти ваш вечер),
- высокой чувствительности ребенка (книга «Высокочувствительные дети» Элен Эйрон нам всем в помощь),
- необходимости срочно найти туалет,
- страха (последите за малышом, не напуган ли он),
- накопившейся фрустрации и
- неумения высказать свои чувства и эмоции (проговаривайте состояние ребенка, слушайте активно),
- тревожности и усталости самой мамы – и тогда малыш зеркалит ее состояние, и это заводит его еще больше,
- переизбытка у мамы информации о том, как «быть хорошей мамой», что выключает естественные реакции и возможность быстро принять решение, как действовать («А вдруг я нарушу привязанность?» - знакомые мысли, да?)
- каких-то индивидуальных особенностей малыша, о которых знает мама.
Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, как не хватало мне тогда этих знаний. Как нужен был человек, который поддержал бы меня. Объяснил, что происходит с ребенком. Взял за руку и помог бы выйти с этого минного поля с меньшим количеством седых волос и без чувства вины, которое я испытываю сейчас за те моменты.
Сейчас, нарываюсь на мину, стараюсь остановиться на мгновение и осознать, что происходит. И только потом реагирую.
А как у вас? Бывает иногда ощущение минного поля?