Образ римского центуриона сегодня – это или тупой солдафон, или герой-рубака, побеждающий всех врагов в одиночку. Давайте разберемся.
Прежде всего, это – младшие командиры подразделений легиона, костяк, "цемент" несокрушимости армии. Центурионы отвечали за подготовку солдат, их быт, за дисциплину и за то, как сражаются их подчиненные. Высшие офицеры – легаты, трибуны и префекты – отдавали приказы через них. И частенько мало разбирались в войне, военные руководства читали уже в лагере. Поэтому умные полководцы решения принимали только после совета со старшими центурионами.
В римском «высшем» обществе центурионов считали необразованными и неотесанными мужланами. Риторике не обучены, философии не знают, в искусстве не разбираются… Но они знали и умели многое другое. Инженерное дело, умение ориентироваться на местности в любое время суток, знали сильные и слабые стороны своих врагов, были в какой-то степени «психологами». Мастерски владели всеми видами оружия и артиллерийскими орудиями. И знали побольше римских снобов, так как могли побывать во многих провинциях – некоторые легионы проходили путь от Испании до Малой Азии. И это были более ценные практические знания.
Добрыми и бескорыстными эти ребята не были. Часто палкой, виноградной лозой, рядовым доставалось по головам и спинам за дело и без дела. И деньги брали с легионеров за отпуска и освобождение от работ. Но в бою центурион был готов отдать за своих солдат жизнь и погибал первым. В битве при Фарсале потери армии Цезаря были такими: 1/25 часть рядовых и половина корпуса центурионов.
Цезарь знал всех своих центурионов по именам, и благодаря его «Запискам» остались примеры мужества некоторых из них. Марк Петроний ценой жизни задержал атакующих галлов и дал возможность своей когорте отступить к своим.
Примус пилус Секстий Бакул остался в лагере, когда основные силы ушли на поиски продуктов. Он был тяжело ранен и истощен. На лагерь напали германцы, среди солдат началась паника, они орали и беспорядочно бегали по лагерю. Из последних сил Бакул, схватив меч и щит, своим громовым голосом остановил бегство и организовал оборону. Нападение отбили, но такие усилия стоили ему жизни.
В трудную минуту надежды легионеров были только на своего ближайшего командира. Об их подвигах помнили долго, пересказывали из поколение в поколение. Как это делается сегодня -- навечно заносили их имена в список части.