Найти в Дзене
"Хомо люденс"

Софико Чиаурели: "Жизнь прекрасна"

Есть известная грузинская песня «Где же ты, моя Сулико?», которую можно спеть и так: «Где же ты, моя Софико?» – от имени восторженного зрителя.

Бывают актеры-многостаночники (вроде Депардье и Джигарханяна), которые играют где угодно и кого угодно. Бывают актеры, которые более разборчивы, но все равно играют много. А бывают актеры одной-двух ролей, блеснувшие, а затем пропавшие.

Софико Чиаурели играла во многих ролях и в театре, и в кино. Причем играла у потрясающих режиссеров. Но в наибольшей степени запомнилась зрителю, пожалуй, по двум фильмам – «Ищите женщину» и «Миллион в брачной корзине». Зато КАК она там сыграла! КАК она запомнилась!

Вслед за Отаром Иоселиани и др. она своим примером убедила, что грузинская нация душевно и культурно родственна французской.

В «Ищите женщину» ее героине чуть более 40. Казалось бы, жизнь, как говорили в другом известном фильме, должна только начинаться. Но Алисе хронически не везет.

То ухаживающий за ней патрон оказывается слишком старым («Сначала я думала, что жизнь прекрасна. Это сказка, мираж, пустыни, дворцы с пальмами, верблюды… Но потом я поняла, что дворцы с пальмами исчезнут и останется один верблюд, и я ему отказала»).

То ухлестывающий за ней курортный красавчик оказывается мелким воришкой («Ночь, пляж, Ницца. Красавец-брюнет с усами. "Закройте глаза", – говорит он мне. Я закрываю… И вдруг – блюмц, меня – в воду, вырывает сумку и исчезает!»).

-2

То друг детства, станцевав с ней самый романтичный танец юности с последующей романтичной дракой в честь этой же героини, внезапно исчезает ни много ни мало на 19 лет («Я тебя так ждала… Чуть не состарилась! Наглец!»).

Но как раз в этом случае героине, наконец, везет. Правда, друг детства спустя столько лет значительно изменился – поседел и полысел одновременно, стал сварлив и занудлив. Но ведь, по мнению Алисы, «при хорошей женщине и мужчина может стать человеком». ))

Играет Софико-Алиса замечательно. Роль у нее ключевая, и остальным актерам приходится под нее подстраиваться. А остальные актеры – не какие-то мелкие сошки от кино, а знаменитые актеры.

Например, талантливый Сергей Юрский, герой которого «не настолько молод, чтобы ухаживать, но и не настолько стар, чтобы волочиться».

Или элегантная, аристократичная Елена Соловей – жена героя Юрского («– Дорогая, мы окончательно помиримся и поедем в путешествие… В разных каютах, дорогая?

– Лучше в разных океанах, дорогой»).

Или один из первых красавчиков российского кино Александр Абдулов – сколь галантный, столь и ковар-р-ный.

Или обаятельный Леонид Ярмольник, по сюжету обладающий «железной хваткой» и постоянно угрожающий (впрочем, в очаровательной манере) Алисе то задержанием, то тюрьмой.

И, наконец, герой Леонида Куравлева – инспектор Гранден по кличке «Железный лоб», очень авторитетный, но из-за принципов и неподкупности так и не продвинувшийся выше инспектора.

Алиса – жуткая болтушка. Она одинока, а потому болтлива вдвойне. Все энергию ей приходится тратить на скучную работу телефонистки и обсуждение детективов с не менее скучными подругами. Коллеги у нее тоже неинтересные – то 34-летняя «сухарь в шляпе», ипохондричка, безнадежно влюбленная в шефа; то пустой красавчик; то не менее пустая классическая блондинка-секретарша, которая даже объявление в газете не может прочитать правильно:

«–"…на трупе не было ничего…"

– "...ничего, что..."

– А-а-а, "...ничего, что могло бы вызвать подозрения"!»

Итак, когда в офисе появляется новое лицо – полицейский инспектор, Алиса просто счастлива начать общение с ним.

«– Возраст?

– Тридцать четыре. Мне не хочется говорить о ней плохо, но выглядит она на все тридцать пять.

– Невероятная разница…

– Представь себе, да! Я между тридцатью четырьмя и тридцатью пятью годами прожила десять прекрасных лет».

Правда, иногда Алиса слегка перебарщивает с этим общением.

«– В следующий раз, – говорит ей инспектор, отчаявшись наводить тишину и порядок, – когда мне надо будет рассказать о чем-то всему городу, я не буду, как прежде, давать объявления в газеты и на телевидение, а просто расскажу Вам по секрету!..

– Но мой внутренний голос подсказывает…

– Как, у Вас есть еще и внутренний голос?!»

Или вот:

«– Мадемуазель Алиса, нельзя ли кричать потише?..

– Болтаю, когда хочу и когда это нужно для дела, но когда мне говорят молчать вместо того, чтобы сказать, что я должна была сказать, а я не говорю — я молчу, тогда я не говорю вообще!»

Кстати сказать, Алиса не просто болтает, но в ходе развития сюжета раскрывает убийцу и даже ловит его. А в ходе развития отношений с инспектором подспудно помогает ему в карьерном росте («После этого дела тебе обязательно дадут комиссара… вот будет радость твоей жене и пяти дочкам»).

Наличие семейных уз у бывшего друга детства сдерживает Алису, однако когда выясняется, что никаких уз никогда не было и инспектор их придумал, потому что, как ему кажется, в 40 с лишним лет стыдно не иметь семьи, – вот тут-то наша героиня и… Впрочем, зачем пересказывать? Куда как интереснее посмотреть все самим. ;)

В «Миллионе в брачной корзине» героиня Чиаурели – жена безработного, который, не имея возможности работать законно, придумал себе профессию сам.

Он стал «сеньором из общества», который ходит по свадьбам, крестинам и похоронам как якобы чей-то родственник, тайно набирает на этих торжествах еду и питье, а потом продает. На первый взгляд, профессия кажется не ахти какой, но если учесть, что играет эту роль Александр Ширвиндт…

С Софико Чиаурели у него получается красивейшая, яркая семейная кино-пара. Как потрясающе они влюблены друг в друга вот уже 20 лет! И как по-итальянски страстно они постоянно ссорятся – и, конечно, постоянно мирятся.

«Что за барские замашки? Отнес будильник в ломбард и еще спрашивает, сколько времени».

«Если человек дурак – то это надолго».

Это не то что бы ссоры, а просто вот такой способ общения. ))

Так что грузины не только с французами, но и с итальянцами душевно и культурно близки, как видите. А если не видите – то посмотрите (фильм) обязательно. ))

Так где же ты, любимая зрителем Софико? В принципе, сыграла она более чем в 100 фильмах. Имела звания народной актрисы Грузинской ССР и народной актрисы Армянской ССР. Единственной из советских актрис была семь раз удостоена приза «За лучшую женскую роль» на международных конкурсах. Несколько раз получала разные награды.

Конечно, играла она и в «Не горюй!» у Георгия Данелии, и в «Мелодиях Верийского квартала» Георгия Шенгелая, и в «Акварели» у Отара Иоселиани, и в «Нашем дворе» Резо Чхеидзе, и в «Древе желания» у Тенгиза Абуладзе, и в «Цвете граната», «Ашик-Керибе», «Последней весне» и «Легенде о Сурамской крепости» Сергея Параджанова…

Послужной» или, так скать, «поигрной» список значительный! Но на вкус и цвет товарищей нет. И лично на мой взгляд, так, как в «Ищите женщину» у Аллы Суриковой и в «Миллионе в брачной корзине» у Всеволода Шиловского, она не играла нигде. И написаны, и сыграны роли были на ять – достойно золотого фонда мирового кинематографа!

А вообще в жизни она знавала и любовь, и славу, и падения. Была замужем за известным грузинским режиссером Георгием Шенгелая.
Похоронена в тбилисском пантеоне рядом с другим мужем – знаменитым грузинским актером Константином Махарадзе.

Кстати, бродила я в детстве по «улицам» этого пантеона. Находится он на горе, вокруг цветут зеленые сады, внизу – чудесно красивый город, и в этом городе живых – Тбилиси – именем Софико Чиаурели названа улица.

Бесподобная, очаровательная, женственная, талантливейшая актриса. Долгая Вам память, Софико!