Мы все прошли через это. Как часто на протяжении карьеры вы вынуждены были подчиняться напыщенному типу с громким титулом и VIP-местом на парковке, и вам оставалось лишь удивляться: «Как он получил эту должность?». Некомпетентность руководителя и его неумение общаться могут разрушить вашу карьеру. Как поладить с «ужасным боссом», если увольнение не входит в ваши планы?
1. Менеджер, который отказывается от своих слов
Вашему проекту дали «зеленый свет», и вы с энтузиазмом принялись воплощать свою инициативу в жизнь. Но столкнувшись с первыми препятствиями, убедились: босс, похоже, забыл, что одобрил вашу идею. Если изменения вызваны недавно поступившей важной информацией, все в порядке. Но если подобное поведение характерно для вашего начальника, у вас проблемы.
Определите, что заставило его отступить. Может быть, кто-то повлиял на мнение руководителя? Если удастся выявить «лидеров общественного мнения», к голосу которых прислушиваются, приглашайте их на все совещания и заручитесь их подписями перед тем, как начать проект.
После первоначального утверждения графика проекта, подождите несколько дней, чтобы «пыль осела», а затем вновь обратитесь к боссу, подтвердив свои планы. Так вы вернете себе контроль над ситуацией и не потратите много времени на разработку идей, которым не суждено воплотиться в жизнь.
2. Начальник, который ограничивает ваши контакты
В вашей организации много департаментов. И проект, над которым вы работаете, только выиграет, если в нем примут участие другие заинтересованные стороны. Но ваш босс так не думает. Он скажет вам, что сотрудники смежных подразделений слишком заняты или у них другие приоритеты. Все это может оказаться правдой. Но если отсутствие поддержки создает препятствия, пора менять подход.
Поддерживайте контакты с другими отделами. Обедайте или встречайтесь после работы, делитесь интересными проектами, над которыми работает ваша команда, если они имеют отношение к организации в целом. Прозрачность и открытость позволят вам стать реальным лидером (а не только на бумаге).
3. Руководитель, который не терпит несогласных
Вы предлагаете идею или делитесь своей точкой зрения с боссом, а он не согласен с вами. Казалось бы, ничего страшного. Но после этого вас перестают приглашать на совещания. А когда вы приходите и сидите за общим столом, вас игнорируют. Похоже, босс мстит вам. А может быть, это просто ваше воображение?
Руководитель может намеренно унижать вас, чтобы деморализовать, вызвать дискомфорт и заставить покинуть компанию. И возможно, именно так вам и стоит поступить. Но есть и другой способ выйти из неприятной ситуации. Запланируйте встречу с начальником и поделитесь с ним вашим видением ситуации, попросив изложить свою точку зрения. Вернувшись к себе, отправьте короткое письмо по электронной почте, ссылаясь на вашу последнюю встречу. Изложите вопросы, которые на ней обсуждались. Сообщите начальнику, что вы понимаете приоритеты, которые вам изложили (перечислите их) и рады тому, что все прояснилось. Конечно, нет никакой гарантии, что начальник перестанет мстить вам, но теперь у вас есть письменное подтверждение, которое расставит все точки над i.
4. Босс, который любит искать виноватых
Ваша команда начала новый проект. К сожалению, результаты оказались не такими блестящими, как ожидалось. Вы сообщаете итоговые цифры боссу и делитесь выводами, которые извлекли из своих ошибок на будущее, но этого недостаточно. Босс хочет знать, кто виноват.
Напомните руководителю, какие надежды возлагались на проект. Подчеркните, что он был согласен с его реализацией. Расскажите, насколько успешными были ваши предыдущие проекты. Изложите все за и против. Подчеркивайте позитивные стороны, но не указывайте ни на кого пальцем. Сосредоточьтесь на усилиях команды, а не на поиске ошибок, сделанных конкретным человеком.
5. Менеджер, который приписывает себе чужие заслуги
Вы работали на износ, но получили блестящий результат – вам удалось сдвинуть горы. Настал день вашего триумфа. Компания выпустила хвалебный пресс-релиз, но вашу фамилию там даже не упомянута. Хотя все начальники любят приписывать себе «руководство» достигнутым успехом, плохие лидеры обесценивают вклад тех, кто сделал львиную долю работы.
Даже если вы думаете, что это было сделано специально, смиритесь. Если вашим сотрудникам должны были аплодировать, но они не дождались похвалы от вышестоящего руководства, сделаете это сами. Отправьте каждому письмо с выражением признательности или пригласите весь коллектив на обед: сделайте то, что не захотел сделать босс. Станьте настоящим лидером!
Если вы чувствуете себя уверенно, напишите руководителю, что ваша команда упорно трудилась и немного разочарована тем, что их вклад не оценен. Может быть, он извинится, а может быть, и нет – но вашим подчиненным понравится, что вы вступились за них.
Любой может стать боссом – но это не значит стать подлинным лидером. Чуть-чуть наблюдательности, и вы сможете определить, что за человек ваш руководитель, и стоит ли продолжать работать на него.