Найти тему
Классическая ГИТАРА

Размышления и советы судьи гитарных конкурсов

Миссия канала

По материалам статьи Graham Wade (b. 1940) — писателя, классического гитариста, преподавателя и исследователя, биографа Хоакина Родриго, Джулиана Брима, Андреса Сеговии и других. Его книга "Традиции классической гитары" (Traditions of the Classical Guitar), впервые опубликованная в 1980 году, является знаковой в области истории классической гитары с самых древних времён вплоть до двадцатого века.

Другие статьи по той же теме:

Триумфы и скука: размышления (и советы) от случайного судьи

Мне посчастливилось находиться в жюри гитарных соревнований в различных странах мира. Найти себя в таком контексте — честь и привилегия, но и ответственность, с тонкими элементами риска.

Состав жюри обычно варьируется от 5 до 20 судей. В любом случае, вынос решения является коллективным суждением, в некоторых случаях — яростно обсуждаемым, в других — результатом анонимного голосования. Группа судей обычно включает в себя представителей разных стран, поддерживающих весьма разнообразные традиции гитары. Итальянские гитаристы могут иметь эстетические концепции, отличные от российских, а немецкие эксперты могут не всегда найти общий язык с испанскими или южноамериканскими. И все они вполне могут не согласиться с моими британскими взглядами, формировавшимися в течение более 50 лет, под воздействием художественных примеров Джулиана Брима и Джона Вильямса.

Чем больше жюри, тем шире разброс мнений. Разумеется, ничьё мнение не должно быть решающим, хотя иногда трудно сделать оспаривающее заявление, если такие великие исполнители, как Oscar Ghiglia или Konrad Ragossnig, возглавляют жюри. Кроме того, чем больше число конкурсантов, тем сложнее сам процесс оценки.

Самое большое количество исполнителей, которое я прослушал за неделю, было около ста. Это серьезное напряжение для ушных перепонок, особенно в душном помещении, в июле или августе. Проблема часто усиливается ещё больше, если каждый исполнитель должен интерпретировать один и тот же набор пьес, специально оговорённый для этого случая. Такие работы трудно запоминаются, а бесконечное повторение никак не улучшает их восприятие.

Есть интересные конкурентные стратегические уловки, которые облегчают мучения судей. Некоторые исполнители стремятся произвести впечатление на жюри интеллектуальной стороной репертуара гитары. Разумеется, послушать "Royal Winter Music" Хенце или "Folios" Такемицу можно с удовольствием. Но это также может быть и потрясающе скучно. Такие шедевры требуют руки мастера, и не только для того, чтобы сыграть технически безупречно, но и для выразительной интерпретации. Судьи, очевидно, тоже являются людьми, несмотря на их чисто случайно свирепый облик, поскольку на этой неделе они слышат 53-го кандидата. Таким образом, сбалансированная программа, как правило, является очень мудрым подходом молодых артистов.

Некоторые конкурсанты, как иногда было замечено, встают на другую очень скользкую дорожку — играя свои собственные композиции. Даже одна такая пьеса может стать убийцей. Предполагаю, что исполнитель может выдвинуться в этом случае только тогда, когда его или её композиция чем-то явно предпочтительнее работ признанных композиторов. В идеальном случае такой смелый шаг может привести к ответу Шумана после прослушивания вариаций Шопена на "Là ci darem la mano" Моцарта для фортепиано с оркестром (написано, когда ему было 17 лет): "Шляпы долой, джентльмены! Гений!". В контексте соревнования мне никогда не посчастливилось засвидетельствовать такой ответ или самому заявить такое. Жаль! Хотя, это всё равно может когда-нибудь случиться!

К счастью, как и на беговой дорожке, победители появляются, как ни крути. В самом простом случае лидеры получают свои верительные грамоты за красоту их игры, гладкость и лёгкость техники, и то невыразимое качество музыкальности, которое вы ощущаете, когда их слышите. Довольно часто на самом высоком международном уровне могут быть три или четыре исполнителя, чья игра кажется выдающейся во всех отношениях. Тогда переговорный процесс в жюри начинается всерьёз.

Некоторые судьи иногда становятся очень страстными в своей защите того или иного игрока высшего эшелона. Затем другие судьи должны решить, нужно ли противостоять этим сильным мнениям или подчиниться. Последующее обсуждение, если оно разрешено (что не всегда так), может быть самым интересным. Я видел как шумные горячие споры, так и более спокойные рациональные дискуссии, благодаря которым личная субъективность благополучно трансформируется в коллективное объективное решение.

Печальная истина заключается в том, что во время соревнований у кого-то вполне может быть неудачный день, а другой при этом с явным превосходством пожнёт лавры. В жюри, как и среди конкурсантов, вполне могут быть люди, которые не полностью удовлетворены результатом. Мир соревнований идёт по острому краю, несомненно, опасному. И решение будет объявлено.

Конечно, музыкальное искусство не должно быть соревнованием. Это должно быть переживание, результатом которого должна стать замечательная музыка. Но современная ситуация благоприятствует безжалостному просеиванию талантливых артистов таким способом. Часто те, кто оказался в конце списка, продолжают оптимистично относиться к своей карьере и в конечном итоге делают её так же хорошо, как и прославленные победители.

Топ музыкальной профессии в действительности является чем-то вроде лотереи. Выносливость и настойчивость могут быть не менее важны для артиста, чем высочайшие музыкальные и технические способности. И для победителей, и для проигравших, только время решит их художественную судьбу. Как судья, могу только надеяться, что тигр конкуренции поможет молодым игрокам развить свой потенциал и дать возможность всем, кто участвует, открыть внутри себя новые музыкальные горизонты.