Найти в Дзене
Книжный класс

«ГЛАЗА ГОРЯТ, КАК ДВА ОГРОМНЫХ МИРА, И ГРИВА СТЕЛЕТСЯ…»

В дорогах и в боях, в трудах и в играх, в торжествах и траурных ритуалах – на протяжении тысячелетий, всюду и всегда человек и конь были неразлучны. Не было бы у нас никакой цивилизации без этих долгогривых, быстроногих, верных, выносливых, сильных и прекрасных друзей. Хотя двадцатый век, «железной ноздрей храпя», навсегда, казалось бы, отодвинул и знаменитые конные заводы и вольные степные табуны в узкую нишу ретро – но сегодня уже явным становится не только эстетическое расширение ниши, но и практический интерес к лошадям. Поэтому книга-альбом о жизни и творчестве замечательного русского живописца, уникального представителя иппического жанра Николая Егоровича Сверчкова (1817-98) наверняка будет востребована читателями любых возрастов, профессий и увлечений. Самое большое собрание картин Н.Е.Сверчкова (более 200) находится в Музее коневодства РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева – в интереснейшем, кстати говоря, месте. В альбом вошли работы художника, охватывающие целую эпоху истории оте

В дорогах и в боях, в трудах и в играх, в торжествах и траурных ритуалах – на протяжении тысячелетий, всюду и всегда человек и конь были неразлучны. Не было бы у нас никакой цивилизации без этих долгогривых, быстроногих, верных, выносливых, сильных и прекрасных друзей. Хотя двадцатый век, «железной ноздрей храпя», навсегда, казалось бы, отодвинул и знаменитые конные заводы и вольные степные табуны в узкую нишу ретро – но сегодня уже явным становится не только эстетическое расширение ниши, но и практический интерес к лошадям. Поэтому книга-альбом о жизни и творчестве замечательного русского живописца, уникального представителя иппического жанра Николая Егоровича Сверчкова (1817-98) наверняка будет востребована читателями любых возрастов, профессий и увлечений.

Николай Егорович Сверчков
Николай Егорович Сверчков

Самое большое собрание картин Н.Е.Сверчкова (более 200) находится в Музее коневодства РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева – в интереснейшем, кстати говоря, месте. В альбом вошли работы художника, охватывающие целую эпоху истории отечественного коневодства, в нем отражено все богатство и разнообразие конского состава России, самые разнообразные виды и способы участия лошадей в повседневной жизни. Среди отобранных для издания картин – парадные конные портреты известных лиц, охотничьи и дорожные сцены, сюжеты ярмарок и масленичных катаний, жанровые деревенские зарисовки, военные эпизоды, а также многочисленные портретные (именно портретные!) изображения собственно лошадей, написанные по заказам.

-3

Исторической родиной «конского портрета» по праву считается Великобритания – здесь в разное время множество живописцев специализировались исключительно на изображении лошадей. Сформировался даже некий эталон жанра, но в России он, при всех своих достоинствах, показался как бы «засушенным». Отечественным коневодам, держателям роскошных выездов или простым ездокам, завсегдатаям скачек и просто публике мало было тонкости отделки и технической тщательности, с которой англичане по требованию своих заказчиков выписывали каждый сустав, мускул, жилку, волосок, изображая знаменитых коней в статуарных позах, как на выводке. Живописная сторона в России не могла не взять верх над коммерческими и спортивными регламентами. Любимцами наших зрителей и заказчиков стали анималисты, представители романтической (Александр Орловский, Карл Брюллов), а затем жанровой живописи: Николай Сверчков, Петр Клодт, Петр Соколов, Франц Рубо, Евгений Лансере, Петр Ковалевский, Николай Самокиш.

-4

Впрочем, от коннозаводческих подходов наши художники тоже не вполне отказались. Изображение лошади на отдельном холсте, в определенном ракурсе, с четко выраженными признаками породы, верно схваченным цветом в передаче масти, специфическими особенностями конституции и т.д. широко вошло в обиход довольно многочисленного слоя людей, в основном, зажиточных, вкусы и положение которых обязывало к определенному уровню и стилю жизни.

-5

Портретами коней-любимцев украшались хозяйские кабинеты и другие помещения, где собиралось мужское общество для деловых встреч или изысканного отдыха. Кроме того, при помощи живописных произведений создавалась летопись истории коннозаводства, создавалась реклама в государственных и частных павильонах, на специальных выставках и традиционных ярмарках, а также на бегах и скачках.

-6

Здесь мы можем пересказать только малую часть текста книги, посвященного особой области русской культуры в лице ее уникального представителя, его окружения, предшественников и последователей. Рассказы об отдельных работах художника, а их в альбоме немало, и вовсе можно процитировать лишь фрагментарно. Но эти фрагменты такие живые, такие неравнодушные! «Мы не пытаемся сравнивать произведения Сверчкова с шедеврами мировой известности, но явно импрессионистический дух эпохи, тогда нарождавшейся, захватил и русского живописца. Вот, например, полотно «Возвращение ямщика»… Тема не раз повторялась другими художниками. Но у Сверчкова поразителен выбранный момент. Солнце садится над зимним плоским пейзажем. Сумрак сгущается над фигурами человека и лошадей под распластанными крыльями-облаками надвигающейся темноты. Вот-вот уже ночь, а ямщик все еще пешком возвращается с дальней почтовой станции, куда он отвез седока. Вот он приостановился, приложил руку к глазам. Видя его со спины, зритель чувствует стремление уставшего человека приметить вдали огонек – и как будто именно в этот миг на темном горизонте вспыхивает искоркой свет родного оконца!»

-7

Русская жизнь представлена у Сверчкова не только как жизнь простолюдинов. Роскошь, элегантность, власть отлично переданы в портретах знати – например, шаха Наср-Эддина на белом жеребце, шталмейстера В.Бибикова на вороной орлово-ростопчинской кобыле, в картине «Императрица Мария Федоровна в санях». Сани, кстати, открытые, а едет императрица, хоть и укрытая широченной собольей полстью, в сопровождении всего одного лакея на запятках, да кучера на облучке. Любопытный штрих к нашему представлению о быте прошлого. И подобных штрихов во всем издании видимо-невидимо.

фото издательства имени Сабашниковых
фото издательства имени Сабашниковых

Сверчков Н.Е. Портрет на фоне лошади. – М.: Издательство им.Сабашниковых, 2017. – 160 с.: ил.

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.

Стихи
4901 интересуется