«Какого хрена этот "танк как танк" в количестве 340 машин (численность 119 ОТП) делал в самой элитной и боеспособной группировке Советской Армии в Европе? Что, у СССР не было лишних пяти сотен современных танков для ГСВГ? Конечно, были! А может, генералы и маршалы того времени впали в маразм?»
Вопрос к знатокам был задан камрадом ИС-3М на форуме «Назад в ГСВГ»
Там же ответил камрад Сержант-1:
«Ответ очень прост… Страна была не столь богатой, для того чтобы просто так взять и порезать несколько сотен танков имеющих хоть какую-то боеспособность. К тому же, чтобы порезать, их нужно было еще перевезти в Союз, что тоже весьма дорого.
Вот все уцелевшие после войны и бывшие на ходу ИСы сосредоточили в полку, дислоцированном в узком танкопроходимом коридоре местности на границе ГДР, дав ему узкоспециализированную задачу быть вариантом УРа времен войны, но с относительно подвижными ДОТами, способными на какое-то время сдержать удар супостата на этом направлении, если при этом успеть дать им пехотное заполнение этого УРа.
Судя по воспоминаниям Вячеслава и других его однополчан, боевая подготовка этого полка "затачивалась" на марш из боксов, где они постоянно ремонтировались, к занятию заранее оборудованных огневых, расположенных на небольшом удалении от боксов и с уже заранее пристрелянными ориентирами. Это вполне понятно, ибо запчасти к ним давно не выпускались, и маршевые их возможности год от года снижались.
А, поскольку, ремонт этих танков, по причине отсутствия поставок запчастей, велся методом технического "каннибализма", когда менее изношенные машины поддерживались на ходу за счет раскурочивания более "убитых", то неуклонно снижалась и численность боеготового парка этих машин.
Отсюда и несуразно большой для танкового полка парк этих машин, ибо реально на ходу единовременно их было не шибко много, а остальные были лишь набором запчастей. Хватило этого ресурса, насколько понимаю, до первой половины 70-х, после чего он стал штатным танковым полком ГСВГ с обычной матчастью своего времени.
Так что никакого генеральского "маразма" в этом не было. Все просто и рационально. На Дальнем Востоке похожие УРы на китайской границе были и вовсе из одних башен ИСов и других списанных танков, на бетонированных основаниях вместо корпусов.
Не надо думать, что это наследие войны состояло только из ИСов. К концу 60-х в полках самоходов ИСУ-152 были на вооружении до замены их "Акациями" и "Гвоздиками". В составе учебно-боевой матчасти многих полков было сколько угодно СУ-100 и "Тридцатьчетверок".
Вся мою срочную, вплоть до конца 71-го, курсантов нашей учебки обкатывали СУ-100 и "Тридцатьчечверки" (насиделся под ними до тошниловки) и лишь где-то к 74-75 году, судя по снимкам моих однополчан эта роль перешла к Т-55.
До конца 60-х в боксах многих наших противотанкистов сохраняли в боеготовом виде даже немецкие ПАК-40. Чехи, даже уже находясь после войны в нашем блоке, пошли еще дальше, выпуская для своей армии ту же матчасть вермахта, что они делали и в войну.
Так что, повторюсь, дело было не в каких-то уж особых качествах этих старых танков, а в голом рационализме…»
Если Вам всё же интересны мои публикации, поставьте палец вверх, подпишитесь на мой канал и поделитесь рассказом с друзьями в соц.сетях — тогда они будут чаще появляться в Вашей ленте новостей. А я буду стараться писать ещё. Спасибо за внимание!