Про то, что в Китае более 30 лет действовала политика ограничения рождаемости, наслышаны, пожалуй, все. Но какими методами сдерживался рост населения?
Соседские комитеты следили за гражданами – а не появилась ли в подъезде «несанкционированная» беременная? Если появилась – информация о ней немедленно шла в местную комиссию по планированию рождаемости. А там уже ее представители, поднаторевшие в уговорах и угрозах, убеждают будущую горе-мамашу сделать аборт. За свой, конечно, счет. Но сделать аборт – дешевле, чем платить потом штраф за «неположенного» ребенка. Кстати, сумма штрафа зависела от средней заработной платы в регионе и в некоторых особо развитых превышала 10 тыс. долларов (знаменитому режиссеру Чжану Имоу пришлось заплатить за своих «несанкционированных» детей больше миллиона долларов). А пока не заплатишь штраф – ребенку не выдадут документы. Поэтому скептики говорят, что никто не знает, сколько китайцев на самом деле – потому что зарегистрированы и подсчитаны не все.
По итогам прошедшей в 2014 переписи населения, в Китае (материковом, без Гонконга, Макао и Тайваня) жили 1 339 724 852 человека. За десять лет, прошедших с предыдущей переписи, людей стало «всего» на 73.9 млн. больше, и это считается большим успехом ограничительной политики. Комитет по планированию семьи заявил, что в стране «предотвращено» рождение 400 млн. детей.
Но далеко не все китайские граждане смирились с тем, что в семье должен был быть только один ребенок. Хотя называть эту политику «одна семья – один ребенок» все же не совсем верно. Это правило распространяется, прежде всего, на городские семьи основной китайской национальности – хань (ханьцев – 92% населения, национальности «китаец» не существует, даже если вы всю жизнь думали обратное). Для других национальностей – другие нормативы, а для некоторых (самых малочисленных) так и вовсе ограничений нет. То же самое с теми китайскими семьями (невзирая на национальность), которые имели сельскую прописку: если первой родилась девочка, то через четыре года семья могла родить еще одного ребенка – конечно, в надежде, что это будет мальчик. Потому что Китай при всей его поражающей впервые приехавшего современности остается страной патриархальных традиций. А они говорят: главная твоя ответственность перед предками – продолжение рода. А род продолжают мальчики, девочки уходят в чужие семейные кланы. Если же семью (неважно какую – городскую или сельскую) создают муж и жена, которые сами – единственные дети в своих семьях, то им государство щедро разрешало иметь двоих детей без каких-либо дополнительных условий. Правда, политика эта варьировалась от провинции к провинции: самая населенная Хэнань (107 млн. человек, однако) стала последней, присоединившейся к этому правилу.
Специалисты управлений по планированию рождаемости в последние годы меняли кнут на пряник и переходили от угроз и штрафов к уговорам и бесплатной раздаче контрацептивов. В Пекине, например, жители могли бесплатно получать контрацептивы в специальных автоматах или заказывать их на дом через Интернет, горячую линию или мобильный телефон. За доставку нужно заплатить всего 1 юань (16 центов).
С учетом населения Китая и политики ограничения рождаемости, контрацепция – вопрос государственной важности. По всей стране действовали 3196 структур по управлению контрацептивными средствами – от уездного до провинциального уровня, в них работало около 20 тыс. штатных и 700 тыс. внештатных сотрудников. Правительство постоянно увеличивало на это ассигнования – с 151 млн. юаней (23.97 млн. долларов США) в 1990 году до 582 млн. юаней (92.38 долларов США) в 2014. В списке закупаемых и распространяемых правительством бесплатно 31 наименование контрацептивных средств, в т.ч. противозачаточные препараты, презервативы и внутриматочные спирали.
Рождаемость, тем не менее, продолжает росла. Ученые ожидали, что численность населения Китая скоро пойдет на убыль – после 2030 года. А за пять лет до этого он перестанет быть самой населенной страной мира – ею станет Индия. Которая уже несколько лет очень внимательно присматривается к китайскому опыту ограничения рождаемости, хотя и признает, что перенести его на индийскую почву – задача практически невыполнимая. Индия – демократия, и метод кнута там не сильно действенен, а вот метод пряника и бесплатной раздачи контрацептивов – вполне.
Официально правило "одна семья - один ребенок" отменили в январе 2016. А результатом ограничения стало сокращение численности трудоспособного населения.