Найти тему
Юридические тонкости

Как кассиры в магазинах обманывают покупателей

Оплата товара – заключительный и самый важный этап совершения покупок. Но покупатели подходят к нему, преодолев не один десяток метров по торговому залу и отстояв, порой, немалую очередь к кассе.

А потому совсем неудивительно, что у многих единственным желанием после такого является как можно быстрее расплатиться и уйти.

К сожалению, таким настроем покупателей иногда пользуются недобросовестные кассиры: уставший покупатель – идеальный объект для небольшого обмана.

Какие приемы используют кассиры? Самую актуальную информацию можно почерпнуть из судебных приговоров, которые выносились за последнее время по фактам мошенничества кассовых работников.

1. Видимость пробитого товара

Кассир, будучи одновременно ответственной за заведение штрих-кодов товаров в программу «1С», умышленно «забывала» включить некоторые коды.

Смысл заключался в том, что кассовый аппарат не учтет продажу товара, если не знает его уникальный код. Затем, пробивая товары, кассир делала так, чтобы покупатель не дождался чека (завис кассовый аппарат, нужно сменить ленту и т.п.).

Разумеется, подобный сценарий разыгрывался с теми, кто внешне был похож на невнимательного покупателя (опытный взгляд работника торговли может распознать подобных клиентов за несколько секунд).

Ну а поскольку деньги покупатель уплатил, а товар по кассе не пробит, кассир в конце дня забирала себе образовавшийся таким чудесным образом излишек наличности.

Конечно, основной убыток несет в таком случае магазин: товар продается, а деньги в кассу не поступают. Но и покупатель в таком случае рискует: доказать покупку товара именно в этом магазине будет крайне сложно без чека. Тем более, что в кассе полностью отсутствует информация о факте продажи.

2. Лишние товары в чеке

Это, пожалуй, один из самых распространенных способов махинаций, по итогам которых под уголовное дело попал уже не один кассир.

Схема нацелена на тех, кто приобретает за один раз большое количество товаров и при этом очень спешат (чаще всего это клиенты продуктовых супермаркетов).

Очень высока вероятность, что такие покупатели не будут досконально изучать полученный чек. Поэтому кассир, применяя ловкость рук, вместе с товарами, которые на ленте, пробивает еще один штрих-код (он припасен заранее или вводится вручную по памяти).

Если покупатель вдруг видит лишний товар в чеке, кассир просто делает возврат, ссылаясь на то, что «случайно» попал товар из чека предыдущего покупателя.

Но чаще никто ничего не замечает, за счет чего кассир успешно увеличивает себе зарплату. Вскрывались и другие вариации той же схемы:

- в чек включается не лишний товар, а просто один товар заменяется на другой, более дорогой,
- кассир не закрывает чек, а так же, как и в первом случае, тянет время, чтобы покупатель не стал дожидаться чека.

Затем чек аннулируется либо полностью, либо частично, а неучтенная сумма идет в карман кассиру,

- кассир пробил все товары, но вдруг покупатель вспомнил, что еще забыл купить нужную вещь.

Кассир же специально закрывает чек, чтобы покупатель оплатил забытую покупку отдельно, наличными. Вторая покупка уже не проводится через кассу, а покупатель в спешке этого не замечает.

3. Возврат денег с помощью бонусов

В сетевых магазинах, которые ведут свою бонусную программу лояльности, многие кассиры имеют свои карты. При этом бонусный счет они пополняют с помощью покупателей, подменяя их карту на свою личную при зачислении баллов с покупки.

А впоследствии баллы «чудесным образом» превращаются в живые рубли: после проведения очередной покупки кассир отменяет операцию и проводит ее снова, списывая бонусную скидку. Полученная разница становится доходом кассира.

Главное, что помогает кассирам проворачивать такие незаконные схемы – это оплата товаров наличными деньгами.

Взять неучтенную сумму из кассы гораздо проще, чем делать возврат уже проведенного банковского платежа. Тем более, что и ФНС, и Центробанк запрещают возвращать деньги покупателям наличными, если изначально платеж проводился безналичным путем.

Поэтому оплачивая товары банковской картой, мы тем самым усложняем жизнь недобросовестным кассирам, не оставляя им лазейки для обмана.

© Сивакова И. В., 2018 г.