Кульминация правления мрачного римского гения – императора Тиберия. Еще до получения верховной власти Тиберий «подружился» с Луцием Элием Сеяном, если с таким характером он вообще мог иметь друзей. Сеян сопровождал патрона в его ссылке на Родосе, поэтому тогда трудно было упрекнуть его в корыстных замыслах.
Став императором, Тиберий сделал его ближайшим помощником и доверенным лицом, префектом преторианцев, фактически вторым человеком в государстве. А после того, как Луций Элий закрыл принцепса своим телом при камнепаде, он вообще пользовался полным доверием. И тут «абсолютно неожиданно» для всех император обвинил Сеяна в заговоре и уничтожил.
Есть разные точки зрения на причины такого решения правителя, и в спорах уже «сломаны все копья». По одной из версий Сеян при поддержке императора стал очень могущественным вельможей, собрал много сторонников и намеревался занять место принцепса после его смерти.
С этой целью он по своей инициативе физически устранял конкурентов в лице представителей династии Юлиев-Клавдиев. Сенаторы и нобили заискивали перед ним, хотя он был всего лишь всадником. Все искали с ним дружбы, ему воздвигали золотые статуи, его боялись и ненавидели.
Стареющий Тиберий к этому времени уже постоянно проживал на острове Капри, в Рим не ездил и управлял империей через Сеяна. Невозможно представить, что такой «подколодный змей», как Тиберий, ничего не знал о проделках своего любимчика. В неустойчивом балансе могущественных политических сил и группировок он тонко разыгрывал свою шахматную комбинацию. Где-то Сеян нужен был ему как противовес обнаглевшим патрицианским семействам, а где-то просто как палач.
Так Луций Элий вознесся на невиданную высоту и стал орудием в руках императора. На ретивого «министра безопасности» очень удобно было свалить устранение соперников. Точно такой же кульбит провернул гораздо позже дорогой товарищ Сталин в отношении не менее дорогого товарища Ежова.
Но выполнив свою «работу», Сеян стал не нужен и даже опасен. В октябре 31 года Тиберий написал сенаторам письмо, в котором якобы должен был назначить своего фаворита трибуном – последний штрих к абсолютной власти. По крайней мере, Сеяну так сказали. Все было подготовлено, преторианцы тайно получили нового командира и щедрые подарки, здание заседаний окружили вигилы. Ничего не подозревающий и радостный Сеян 18 октября пришел в сенат.
В начале письма Тиберий перечислил все заслуги своего министра, а в конце обвинил его в заговоре и подготовке покушения на свою персону. Все были потрясены, но особенно сам Сеян. Он сидел оглушенный, и когда консул приказал ему встать, даже не понял, что обращаются к нему. Кстати, тут вспоминается другой эпизод отечественной истории – с товарищем Берией, арестованным офицерами с Жуковым во главе.
Сеяна препроводили в тюрьму, в тот же день сенаторы приговорили его к смерти, и незамедлительно он был казнен. Погибли его жена и все дети, из них двое были несовершеннолетними.
Как безудержно его славили, так же рьяно его стали поносить. Но многих это не спасло, Тиберий и тут обернул все себе на пользу. Под предлогом участия в «заговоре Сеяна» были убиты сторонники неугодных ему партий.