Очень сложно сегодня купить в магазине настоящий коньяк. Подделать можно все: и этикетки, и бутылки, и содержимое. Тем обиднее заплатить в дорогом винном бутике за бутылку дешевого спирта, настоянного на дубовых опилках или полученного путем химической реакции и разлитого в фирменные бутылки. Стоит научиться узнавать настоящий коньяк, чтобы наслаждаться им.
Дагестан – главный коньячный регион России – давно оказался в эпицентре проблем российского коньячного рынка. Массовый потребитель наслышан, что лучшие коньяки России делают именно в Дагестане, более «продвинутые» знают, что дагестанские коньяки бывают кизлярскими и дербентскими. Но на этом представления большинства исчерпываются – тех, кто разбирается в отличиях между конкретными производителями, знает, кому принадлежат прославленные марки, сравнительно немного. Чем и пользуются многочисленные производители, выпускающие подделки под известные марки типа «Лезгинка» или «Кизляр», – с похожими этикетами, но порой с незначительно отличающимся названием.
Их расчет, в принципе, верный. Представим, что среднестатистический покупатель приходит в магазин формата «у дома» и просит «дагестанский коньяк» или пусть даже «кизлярский коньяк» – многие даже не станут смотреть на то, где выпущен напиток, ограничившись наличием соответствующих слов на этикетке. И поняв реальную цену этого только наутро…
Существует ряд фундаментальных проблем винно-коньячной промышленности Дагестана, которые копились годами. Главная из них – отсутствие каких-либо общепризнанных и охраняемых законом стандартов качества продукта, известного как «дагестанский коньяк.
Для начала, давайте разберемся, что представляет из себя коньячное производство Дагестана. Настоящий коньяк, который можно сравнить с французским делают в Кизляре, на родине российского коньяка. Тут надо помнить, что и в Кизляре действует несколько заводов и только один из них делает настоящий коньяк - Кизлярский коньячный завод, созданный грузинским учёным и предпринимателем Давидом Сараджевым (Сараджашвили) и являющийся поставщиком Кремля и федеральной собственностью. ККЗ имеет несколько производственных цехов в разных уголках Кизляра. Помимо ККЗ производством коньяка занимаются в Кизляре еще несколько (точное число неизвестно, их открывают и закрывают каждый год) мелких заводов, которые производят "точно такой же, но другой" напиток под названием коньяк.
Несколько лет назад в столице Дагестана Махачкале при проверке одного из фирменных магазинов дагестанского коньяка, оказалось что хозяева магазина закупали поддельную продукцию ККЗ и продавали по цене оригинала, при этом уверяя покупателей, что продукция в магазин доставляется прямо из завода. После этого магазину было запрещено продавать продукцию ККЗ вообще. У ККЗ нет фирменных магазинов нигде, кроме как в самом Кизляре.
Точно такой же, но другой
Несколько лет назад, когда Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, или РАР) проводила перелицензирование предприятий алкогольной отрасли, лицензию на производство не удалось продлить более чем десятку дагестанских заводов. Это число с каждым годом уменьшается, но подделка с прилавок не исчезает.
На сегодняшний день, по данным РАР, всего 10 предприятий республики имеют лицензию по виду деятельности «Производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков» (см. таблицу). Но найти и в Дагестане, и за его пределами «левую» продукцию не является большой проблемой.
Игра, похоже, стоит свеч. Судя по имеющимся данным, российский коньячный рынок в последние годы показывает отличный рост. Правда, оценить общий объем рынка коньяка, производимого в Дагестане, довольно затруднительно, даже если исключить «левое» производство, поскольку многие производители выпускают не только коньяк, но и вино, водку и другие напитки. Но если смотреть на показатели отдельных предприятий, темпы роста рынка выглядят весьма внушительно.
Так, один только лидер винно-коньячной промышленности Дагестана, ГУП «Кизлярский коньячный завод» (ККЗ) в 2010-2012 годах увеличил оборот на 67%. Высокую динамику демонстрируют и небольшие молодые предприятия, такие как Махачкалинский винзавод и Избербашский винно-коньячный завод, которые за этот же период нарастили выручку соответственно в 2,5 и 1,5 раза.
Эксперты рынка предсказывают продолжение роста. По оценке исследовательской компании Euromonitor International, в 2011 году объем продаж коньяков и бренди в России составил 106,5 млн литров, или 4,5 млрд долларов, а к 2015 году возможно увеличение сегмента на 25% в натуральном и 41% в стоимостном выражении. Значительная доля этого прироста придется на дагестанских производителей, однако и производители контрафакта и суррогата явно возьмут свое.
Причем в Дагестане более актуальна именно проблема суррогата, то есть выпуска продукции, лишь частично напоминающей натуральную (именно о суррогате речь идет в описанных выше примерах). Наиболее авторитетные производители, такие как ККЗ или Дербентский коньячный комбинат (ДКК), неплохо научились защищать свою продукцию от подделок. Поэтому их главным врагом являются не производители контрафакта (то есть прямых подделок с нарушением интеллектуальной собственности), а именно те, кто делает напитки неизвестного качества под этикеткой «коньяк» – «кизлярский», «дербентский», а то и просто «дагестанский». В то же время проблемы с качеством продукции, если верить недавним сообщениям официальных источников, характерны и для лидеров – достаточно вспомнить нашумевшую историю с «грязными спиртами», которые якобы использовали на ККЗ.
Обманчивая видимость
Одной из главных причин нынешних проблем является слабая степень правовой защиты самих товарных наименований «дагестанский коньяк», «кизлярский коньяк» и «дербентский коньяк». По данным Минсельхозпрода Дагестана, более 82% всей переработки винограда, который выращивается в республике, обеспечивают всего три предприятия – ККЗ, ДКК и Дербентский завод игристых вин. Остальное приходится на небольших производителей, но объемы коньячной продукции под этикеткой «Сделано в Дагестане» несоизмеримо больше того объема винограда, который выращивается и перерабатывается в республике. Очевидно, что значительная часть этой продукции является «дагестанским коньяком» лишь на этикетке.
Здесь, конечно, можно вспомнить, что само слово «коньяк» применительно к российской продукции не вполне корректно, поскольку настоящий коньяк может выпускаться только в одноименном городе на юге Франции. Однако даже если назвать этот напиток, допустим, бренди или еще как-нибудь иначе, проблема никуда не исчезнет: законодательство не запрещает использовать слово «дагестанский» в названии напитков, приготовленных из материалов, которые получены за пределами Дагестана. Более того, производителю даже не обязательно указывать происхождение этих материалов на бутылке.
Тем не менее попытки бороться за «чистоту марки» в Дагестане предпринимались. Несколько лет назад, например, «Роспатент» отказал Дербентскому винно-коньячному комбинату (небольшой производитель, которого часто путают с ДКК) в эксклюзивном праве на бренды «Дагестан» и «Дербент» с формулировкой «из-за несоответствия происхождения продукта брендовому описанию». Коллизия возникла потому, что предприятие выпускало коньяки под данными брендами из привозных спиртов, в то время как экспертиза федерального Минсельхоза установила, что характерные качества марок «Дагестан» и «Дербент» зависят от места производства. Однако в данном случае речь идет о брендах, зарекомендовавших себя еще в советский период, а что касается новых марок, в названии которых присутствуют слова «дагестанский», «кизлярский» или «дербентский», то здесь для творчества дагестанских коньячных умельцев открывается громадный простор.
Так что друзья, покупая дагестанский коньяк, будьте предельно внимательны и проверяйте продукцию. Не приобретайте алкогольную продукцию в сомнительных местах, особенно по «привлекательно» низкой цене! Это может быть очень опасно. Руководством Кизлярского коньячного завода принимаются и будут приниматься все меры направленные на защиту продукции.
Для проверки коньяка можно использовать Единый социальный портал алкогольного рынка либо скачать на телефон приложение Антиконтрафакт Алко.
Подписывайтесь на страницы Кизлярского коньячного завода в Instagram, Вконтакте, Фейсбук