Найти тему

Документальные свидетельства лечения Царской семьи.

7,8K прочитали

Глава 22. Екатеринбургские останки в сравнении с зубами Царя и Царицы.

Глава 22. Екатеринбургские останки в сравнении с зубами Царя и Царицы.

В прошлом выпуске мы рассказали о том, что Николай Второй посещал стоматологов 14 раз за полтора года до даты предполагаемого расстрела (17 июля 1918 года).

Мы видим довольно интенсивный процесс лечения в 1917 и 1918 годах, который, судя по дневниковым записям Государя и Государыни, увенчался успешным окончанием, так как со времен последнего посещения Государя дантисткой Рендель в Тобольске ни разу в дневниках не упоминались какие-либо проблемы с зубами. Николай Александрович вел обычный, довольно активный образ жизни, ни на какие болезни зубов после лечения не жаловался, дантистов более не вызывал и последние 4,5 месяца до 16 июля 1918 года никаких манипуляций в полости рта у него не отмечалось. Столь интенсивное лечение зубов именно в 1917-1918 годах можно объяснить тем, что:

  • После лечения в 1914 году могли естественным образом накопиться проблемы;
  • Под арестом у Императора было время, деньги и возможность заняться устранением этих проблем;
  • Находясь в неизвестности относительно своего будущего, Государь хотел подстраховаться и решить все проблемы заранее. Любой адекватный и культурный человек, каковым, безусловно, являлся Николай Александрович, перед длительным отъездом из дома, возможным тюремным заключением, переездом в другую страну и т.д. и т.п. постарается сделать то же самое – санировать полость рта. Причем не только себе, но и всем членам семьи, т.к. неизвестно, когда может представиться и представится ли вообще такая возможность в ближайшем и отдаленном будущем.

Теперь перейдем к Государыне Александре Федоровне.

Глава 22. Екатеринбургские останки в сравнении с зубами Царя и Царицы.-2

Императрица Александра Федоровна посещала стоматолога:

· 1 раз в сентябре 1914 г.;

· 3, 5, 7 августа; 14, 15, 16, 18 декабря 1915 г.;

· 1 раз в феврале и 16, 17 и 18 марта 1916 г.;

· 19, 21, 22, 23, 26 октября 1917 г. (С.С. Кострицкий).

Итого:

За 5 лет 17 посещений, из них 9 раз — за 2 года до предполагаемого расстрела. При этом нужно отметить, что дантистка Рендель посещала в 1917 и 1918 году только Николая Второго, а Александра Федоровна к ней не обращалась. Это говорит о том, что, скорее всего, ее проблемы с зубами доктор Кострицкий успешно решил в октябре 1917 года и помощь больше была не нужна.

Проблемы с зубами и сам процесс лечения подробно описаны в дневниках Государыни и ее личной переписке. С 14 по 18 декабря 1915 г. Александра Федоровна писала супругу: «Завтра будет очень мало времени для писания, так как меня ожидает дантист… Я была целый час у дантиста… Сейчас я должна идти к дантисту… Он работает над моим зубом (фальшивым)… в 10.30. идти к дантисту… Дантист покончил со мной на этот раз, но зубная боль еще продолжается… я курю, потому, что болят зубы и – еще более лицевые нервы»[1].

2 февраля 1916 г. Александра Федоровна вновь писала Царю: «…не спала всю ночь. Сильная боль в лице, опухоль. Послала за крымским другом… я одурела: всю ночь не спала от боли в щеке, которая распухла и вид имеет отвратительный. Вл. Ник. думает, что это от зуба, и вызвал по телефону нашего дантиста. Всю ночь я держала компресс, меняла его, сидела в будуаре и курила, ходила взад и вперед… Боль не так сильна, как те сводящие с ума боли, какие у меня бывали, но мучит вполне достаточно и без перерыва, от 11 часу я устроила полный мрак, но без всякого результата, и голова начинает болеть, а сердце расширилось»[2].

Однако этот приезд не решил проблем, и доктору пришлось спустя месяц вновь прибыть в Царскосельский дворец.

Императрица отметила в переписке: «Опять послала за бедным дантистом – у меня было столько различных докторов за последнее время, что, думаю, лучше придти и ему, осмотреть и, быть может переменить пломбу, так как возможно, что образовалось новое дупло. Чувствую себя совершенно одуревшей… Дантист выехал из Крыма сегодня вечером… Это от тройничного нерва в лице. Одна ветка идет к глазу, другая к верхней челюсти, третья к нижней, а главный узел находится около уха… Щеке и зубам гораздо лучше – сегодня вечером, левая челюсть все время выпадает, а глаза очень болят… после завтрака у меня будет дантист…Мне пора вставать и идти к дантисту. Он убивает мне нерв в моем последнем зубе справа, полагая, что это успокоит остальные нервы, потому что для самого зуба совсем не требуется удаление нерва»[3].

О том, в каком состоянии были зубы черепов номер четыре и семь, приписываемых следствием Николаю Второму и его супруге, читайте в следующем выпуске. Подпишитесь, чтобы не пропустить.

Ставьте лайки и делитесь этой статьей, чтобы эту информацию увидело как можно большее количество людей.

Продолжение следует...