Традиционно считается, что Франция проиграла кампанию 1940 года, так как придерживалась тактики и стратегии 1918 года, а немцы такие умные и вот результат:
Но если посмотреть вооружённым взглядом, то окажется, что все едва ли не наоборот: французы не сделали выводов из Первой Мировой в отличие от немцев. Взять хотя бы авиацию. В 1918 году у французов есть авиадивизия, которая перебрасывается к очередному месту прорыва и работает этакой летающей артиллерией, атакуя наступающую пехоту. Отмечу отдельно, что французскому стилю командования с его централизацией это вполне соответствует.
А затем наступает мирное время. Казалось бы, вот оно счастье: Австро-Венгрии нет технически, куча лоскутков из бывшей империи Габсбургов ни в каких снах противостоять Франции не могут, а многие и обязаны ей, и союзники надолго как Чехословакия и Польша. Грозная Германия унижена до предела Версальским договором, но сделать ничего не может. В авиации - особенно, так как военная авиация просто запрещена. Британцы традиционно свели к величине статистической погрешности все свои не морские сил, да ещё и сильно заняты всяким бременем белых в колониях. Армия обильно складирует вооружение и боеприпасы, чтобы в случае начала войны быть готовой. Для какой-нибудь стрелковки это хорошо и разумно уже тогда, а вот авиация устаревала уже через какие-то несколько лет. В результате программы обновления парка идут ни шатко ни валко. При этом позиция армейских офицеров была очень странной: не надо нам никакой дальнебомбардировочной авиации, штурмовики нам тоже не нужны, истребители пусть будут приданы армиям, а нам дайте побольше корректировщиков для нашей любимой артиллерии.
На этом фоне особенно примечательно выглядят действия французской авиации в так называемой Рифской войне, когда марокканские аборигены попытались отделиться от испанцев, а затем добрались до французов. Внезапно(с) оказалось, что артиллерия так быстро, как самолёты не успевает. Эффективность действия авиации и на поле боя велика. Активно использовалось радио, целеуказание могло даваться самолётам даже стоявшим на аэродроме с включенными моторами, а иногда самолёты перенацеливались уже в полёте. Казалось бы, вот он опыт, который должен повлиять на умы военных. Но нет, как обычно, всё, отличающееся от кабинетных теорий списали на специфику туземного ТВД. В этом была какая-то логика: бедуинам "Стингеров" никто не дарил, так что самолёты могли ходить хоть по головам, расчленяться противник начал далеко не сразу, сам ТВД огромен и слабо насыщен войсками. Но были и вещи, от которых трудно отмахнуться. Например, оперативная подвижность Бомбардировщики Farman F.63 могли не только перелететь за сотни километров, но и перевезти собственные тыловые части.
Такое не могли сделать другие рода войск, но возможности поддерживать ушедшие далеко вперёд тяжёлой артиллерии подвижные части остались без внимания. Не задумались и о возможности поддержать передовые части на поле боя. И уж тем более не задумались, что нечто из этого может сделать противник.
К концу десятилетия французы, при чём не только генералы или сановные чиновники, но и рядовые французы обнаруживают, что пора боятся немецкой авиации, которая в случае чего устроит воздушный террор, как в Первой Мировой, только во сто крат хуже. Стоп, но вед бомбардировщики немцам делать нельзя? Только конвертировать в те времена было легко не только бомбардировщики в пассажирские самолёты, но и наоборот.
А немцы понастроили пассажирских самолётов много хороших и разных. В результате французы реанимировали свои старые мечты о многоместных многомоторных самолётов, которыми они увлекались ещё в Первую Мировую и начали сделать бомбардировщики, которые могли бы наносить удары по глубоким тылам противника (читай - Германии). Результат и тут получился достаточно странный. Действительно дальних и тяжёлых самолётов к 1940 году построили всего ничего. Двухмоторные бомбардировщики теоретически долететь до логова врага могли, но в 1940 никому в голову не приходило бросить такие монстры на Берлин.
При этом вся остальная авиация, от истребителей до войсковых самолётов ко второй половине 30-х находилась в полном разгроме. Да, французы очнулись, но было поздно.
Впрочем, даже это не всё. У французов имелось не так и мало самолётов. Теоретически.
А практически было выставлено сильно меньше, чем у немцев. Но даже это не все проблемы. Даже то, что было выставлено - не летало. Взять хотя бы удары по войскам и мостам в районе Седана. Командование французской армии уже начало осознавать важность прорыва у этого города и бросило на мосты и идущие по ним войскам всё, что только могло. День начался с удара десяти британских Battle, за ними последовали 9 Bre 693, за ними - 11 древних Amiot 143, удары французских самолётов завершили 5 LeO 451. Да, в решающий момент кампании на бомбардировку важнейших мостов бросили всего 25 французских бомбардировщиков! Для сравнения, британцы после обеда бросили 63 Battl`а и 8 Blenheim`а из AASF ( передовых воздушных сил во Франции) и ещё потом 29 Blenheim`ов Бомбардировочного командования. Обращаю внимание, что дело происходило весьма далеко от собственно британских экспедиционных сил во Франции. Однако именно британцы сумели собрать сотню бомбардировщиков и атаковать столь яростно, что потеряли от истребителей и от зениток, 43 бомбардировщика (для сравнения, французы - всего 6). Такие потери были вызваны как ураганным огнём зениток, так и действиями немецких истребителей. Истребители прикрытия сбили несколько "Мессершмиттов", но прикрыть подопечных не сумели - немцев было слишком много и они сумели сбить 24 бомбардировщика. Это была полная катастрофа и она отлично характеризует результат деятельности французов в области авиации.
Итак, что мы имеем?
1. Французы имели в конце Первой Мировой авиадивизию, которая способна была концентрировать свои силы в районах прорывов противника. В годы Второй Мировой к таким быстрым переброскам на важные участки фронта и концентрации там усилий авиация оказалась не способна.
2. Французы отказались от концепции поддержки авиацией частей непосредственно на поле боя, но, что куда страшнее, оказались не готовы к применению такой концепции немцами.
3. Все действия авиации в 1940 году можно охарактеризовать словами "слишком мало слишком поздно". Об оперативности, достигнутой во время Рифской войны дело даже не шло.
Что почитать:
1.The Rise and Fall of the French Air Force: French Air Operations and Strategy 1900-1940 - основной источник статьи, в нём рассказывается про то, как французы строили свои ВВС и как утратили все полимеры.
2. Panzer Breakthrough in the West (Campaign] Doug Dildy - Fall Gelb 1940) - оспрейка с хорошим описанием кампании в целом (до Дюнкерка) и оттуда взяты циферки по налётам у Седана.
3. The Blitzkrieg Legend The 1940 Campaign in the West Karl-Heinz Frieser - известная книжка про кампанию во Франции. Автор пытается ответить на вопрос "почему французы проиграли, а немцы победили". Но далеко не во всём можно с ним согласиться, но информации много.