Личность Слоун: психопатия - маниакальность - интеллект.
Психопатия.
Психопатка. Полная. Классическая ядерная психопатия высочайшей степени. Полагаю, паранойяльная. Крайняя целеустремленность, подозрительность, неспособность остановиться, беспринципность, не видит в людях людей, лишь ресурс.
Но психопатия компенсируется высочайшим же уровнем интеллекта.
Потребности вывернутые: ладно семья и дети, но ей не нужен даже свой дом, она снимает номер в отеле. Разумеется, ей не нужны близкие отношения: любовные, дружеские, приятельские.
Вся ее жизнь подчинена одному - достижению цели. Все, что может этому помешать, отвлечь, безжалостно отсекается и выбрасывается. Все лишается смысла, кроме цели.
Она не способна на нормальные человеческие отношения, ее эмоциональная сфера выхолощена. Все внутренние ресурсы брошены в топку достижения целей в карьере. Люди тоже ресурсы. Неспособность к искренней эмпатии позволяет Слоун видеть вокруг шахматную доску и фигуры. Ими можно жертвовать, можно манипулировать, все средства хороши.
Она и оценивает людей по их пользе делу и навыкам. Окружающие максимально обезличены, так ими проще пользоваться, не будут отвлекать эмоциональные «глупости» вроде симпатии, морали, жалости.
Она понимает эмоции людей (за счет своего интеллекта), но не сопереживает им, не примеривает их эмоции на себя. Она холодна, неэмпатична, бездушна и высокоэффективна.
Единственный взрыв ее эмоций короткий (когда дела складываются не так, как она рассчитывает), она тут же убирает его: тихо-тихо, все хорошо, спокойно, прекрати. Хотя нет, не думаю, что она успокаивает или уговаривает себя. Только приказывает. Как и другим.
Она нехотя мирится с биологическими потребностями: сон (как можно меньше), еда (одна и та же забегаловка, жаль, что в таблетках еще не изобрели), секс (мальчик по вызову, быстрое удовлетворение физиологических позывов, до свидания). Биология должна поддерживаться ровно настолько, насколько нужно для поддержания функциональности.
Но все же инстинкт самосохранения в ней жив. Любопытно, что ради достижения цели она готова принести в жертву не только людей, мораль, закон, свою жизнь, но и собственную карьеру. С одной стороны, это крайняя степень паранойяльного стремления добиться своего. С другой, Слоун сама говорит: «Иначе я бы не остановилась». Какая-то ее часть не может больше жить в таком ритме, эта часть согласна пожертвовать всем, ради передышки. Вопрос только в том, сможет ли Слоун поставить себе новую цель: жить без изматывающей карьерной гонки, поскольку в ней она себя уже сильно загнала.
Маниакальность.
У Слоун во всем слишком много оборотов, она будто находится в вечной гипомании, не дающей ей выдохнуть. Темп речи, скорость мышления, движения - все стремительно. Слоун быстра, порывиста, напористо убеждает других в том, в чем должна убедить. Но во всем присутствует оттенок горячности. Она принимает сверх того стимуляторы, чтобы выгадать себе еще несколько часов без сна. Чтобы раскрутить мозг еще сильней. Чтобы цель стала ближе.
Иногда ее речь становится чуточку бессвязной, не всегда удается уследить за ходом ее ассоциаций, но ее союзники от нее в восторге. До тех пор, пока она не вторгается смерчем в их границы и не берет все, что ей нужно, даже не спрашивая согласия.
Интеллект.
Сильнейший и гибчайший. У Слоун все в превосходной форме. Ее ассоциативной мышление раскручено по-полной. Она обладает прекрасно памятью, умеет подстроиться под ситуацию. Ее эмоциональная сфера бедна, но интеллект помогает быть эффективной при общении.
При такой патологии эмоциональной сферы Слоун выглядит почти что машиной, компьютером, с бешеной скоростью обрабатывающим информацию.
Она говорит, что для лоббиста важнее всего предвидение. Умение предугадывать поступки оппонентов и союзников, быть на шаг впереди. В этом ей равных нет. Ее интеллект позволяет совершать практически невозможное.
Кастинг.
Актриса чудесно подходит по роли. Резкие плотные черты лица словно высечены из камня, но при этом они тонкие и удивительно гармоничные. По цветотипу тоже стопроцентное попадание: кожа белоснежная, бледная, как и вся жизнь Слоун, в которой нет ничего, она пуста, чистый лист. Но ярчайшие глаза, губы, волосы - как вспышки на белом фоне, словно тот допинг, который женщина получает от работы. Точнее, от моментов побед.
Мимика и жесты Слоун четкие, ускоренные. Невероятно прекрасен привычный жест, которым Слоун поправляет справа волосы. Не знаю, подсказал его кто актрисе или она сама его придумала, но он еще больше оживляет героиню.
Ей противопоставляется Эсме: вся мягкая, округлая, волосы в мягких кудрях (а не четкая, прямая, геометрическая стрижка Слоун). Лицо Эсме будто вылеплено из податливого пластилина. Она медленнее, она спокойнее, она, безусловно, не такая яркая, напористая, но более женственная. Одежда, которую Эсме сама выбирает, хочется назвать, скорее, домашней. Мягкие свитеры, неяркие цвета, спокойный удобный крой.
Шмидт по типажу похож на Слоун. Такие же резкие, четкие черты, как в характере, так и на лице. Но если женские черты Слоун высечены из плотного красивого камня, то черты Шмидта вырублены из известняка, в них нет изящности. Он менее гибкий, более прямолинейный, чем Слоун. Это подчеркивается даже выбранной прической, точнее, гладко выбритой головой - нечего скрывать и не на что отвлекаться.
Помощница Джейн. Маленькая мышка, вечно в тени великолепной начальницы, которая в итоге обманула всех. Мышка, чья преданность оказалась выше любых других личных мотивов. Слоун не просто повезло с ней. Она словно недостающая ее часть, умеющая быть в тесном человеческом контакте. Настоящем контакте.
Внешность актрисы тоже ассоциируется с мышкой. Мелкие черты лица, словно присобранные к центру лица: маленький носик, тонкие губки, близко посаженные глазки. О, как обманчива оказалась ее наивно-детское личико. Актриса выглядит намного младше своих лет и это прекрасно укладывается в портрет помощницы.
Одежда.
У Слоун одежда шикарная. Она идеально сидит, из дорогих хороших тканей.
Бежевое теплое пальто - красивое, но с чрезмерностями (как и в ней самой), лацканы очень широкие, необычные. Нежный женский цвет, но грубая фактура ткани. Как и контраст между внешностью Слоун и ее поступками.
Кожаный блестящий плащ. Матовая кожа - слишком просто и недостаточно для Слоун. Даже плащ должен сверкать, быть чрезмерным, как и она сама.
Если наряды простые (синее платье, белая блузка), то они максимально выглажены, максимально лаконичны, максимально четкие по силуэту, геометрии конструкции. Снова избыточность. Либо чрезмерно оригинальная одежда (но без театральности и дурновкусия, на это работает интеллект), либо подчеркнуто простая, но настолько дорогая, что снова удается обойтись без примитивизма.
И снова противопоставление с Эсме. Ее одежда простая, но безыскусная. Есть кадры, где Слоун и Эсме рядом в одинаковых костюмах: белая блузка, сверху трикотажный джемпер. Слоун с белоснежной сверкающей манишкой, гладким черным свитерком выглядит кинодивой, строгой и утонченной. Эсме в плохо сидящем словно бы застиранном сером джемпере и небрежной рубашке - словно старшеклассница.
Когда Эсме вылазит из своей школьно-офисной униформы и облачается в вечернюю одежду, она выглядит девочкой-подростком, надевшим мамино платье. И вся ее одежда, в принципе, сидит на ней плохо, мешковато, словно она не ее. Как и принципы и методы, которые принесла с собой в их команду Слоун.
В принципе, я по каждому пункту могла бы исписать по 4 экрана, поэтому пора закругляться. Очень наполненный смыслом фильм получился. Высококлассный. Крепкий сценарий с достаточным количеством недоговорок для интриги, достоверным психологизмом. Красивый визуальный ряд и отличная операторская работа. Идеальный кастинг и работа художников по костюмам. Замечательная актерская игры, с полной выкладкой и талантом.
(фото Кинопоиск)