Найти тему
Психологион

Нужное или драгоценное

Ходили мы с моей любимой Катериной Сергеевной в поисках нужных нам вещей в торговом центре на Манежной, и я в очередной раз наблюдал занятную картину: люди «шопятся» в погоне за драгоценностями, которые мало того что не нужны, так еще и здоровью вредят.

Катюша шепчет мне, показывая на высоченный каблук у девушки: «Смотри, какой дико высокий: как ей, наверное, неудобно… Не представляю, как она ходит в таком, да еще и на протяжении нескольких часов». И это каблуконагромождение у девушки на фоне плоской подошвы туфелек моей жены действительно смотрится как самоистязание. Если учесть, что стопа этой «красотки-модницы» в такой обуви натуральным образом деформируется, обещая проблемы в недалеком будущем, то нам остается лишь дивиться: ну неужели человеку настолько начхать на свое здоровье?!

Вы думаете, это касается только модниц-девушек? — Как бы не так! А что, мужчины, залезающие в долги для покупки ненужно-роскошной машины, отличаются большей сообразительностью и разумностью? Разумеется, нет.

Я считаю так: есть вещи нужные, а есть драгоценные.

Нужные вещи — это те, которые прямо необходимы для жизни (например, вода и пища, или теплая одежда во время морозов, чтобы не замерзнуть) и помогают жить лучше и дольше (например, простые спортивные аксессуары для занятий спортом в удовольствие, для поддержания здоровья и бодрости)

Драгоценные вещи — это те, которые на качество и продолжительность жизни не влияют, а представляют из себя лишь условную ценность, имеющую значение лишь в контексте «правил крутости».

Давайте рассмотрим на примерах.

Допустим, человек хочет кушать, потому что голоден. И ему нужна пища. Если он возьмет и отварит себе картошечки, приправив его полезным витаминизированным салатиком, то это можно счесть «нужной пищей» (особенно если этой пищи хватило, чтобы насытить организм нужными веществами). А вот если человек, будучи сытым, хочет «деликатеса заморского», который для насыщения не нужен, но просто «если я съем его, то можно будет потом похвастать перед друзьями: дескать, вот какую диковину я отведал» — тогда это уже драгоценность (т.е. то, что условно «круто», но на самом деле не нужно, без этого вполне можно было бы обойтись). Кстати, а ведь бывает еще пища «крутая», но после которой желудок реально бо-бо и нужно срочно вызывать врача. «Фигня, скажет ценитель крутости, — зато будет о чем вспомнить!».

Или еще пример: наступили холода, и человеку нужно приобрести себе теплую обувь, чтобы ноги не мерзли. Если он купил себе просто теплую обувь, которая сохраняет ноги теплыми — это он купил нужную вещь. А если помимо теплоты ему еще нужно, чтобы на чоботах был лейбл какой-нибудь крутой, и за этот лейбл человек готов заплатить цену, в несколько раз превышающую стоимость реально нужной обуви — это уже «драгоценное излишество»: без лейбла обувь грела бы так же хорошо, но нашему герою захотелось похвастать пред другими «крутанами» супер-маркой, чтобы получить порцию ощущения «я среди элиты, и теперь можно почувствовать себя заслуженно счастливым».

Разумеется, само по себе стремление к «чему-нибудь эдакому» вряд ли стоит осуждать: у всех из нас могут быть свои игры. В конце-концов, когда у человека все хорошо и нигде не жмет, человек начинает себе искать других развлечений: тут ему и другие игры подавай, и решение масштабных творческих задач, напрямую к жизни не относящихся («пойду-ка я поиграю в компьютерную игру, там мир спасать надо»). Но самый главный «фикус» в том, что люди в эти «излишества» не просто играют, получая удовольствие, а на полном серьезе начинают воспринимать «драгоценности» как то, что для жизни важно и нужно. И, в соответствии с этой важностью, начинают на эти «нужные» вещи и события тратить вполне реальные здоровье и жизненные силы.

Хотите примеры? — Да их полно. Уверен, вы и сами их найдете.

Хорошей иллюстрацией этой усвоенной стратегии «гонки за драгоценностями» является поведение людей в играх (т.е. когда люди как бы играют и как бы не всерьез, поэтому легко действуют «не задумываясь», честно выставляя напоказ свои жизненные стратегии). Например, в современных многопользовательских онлайн-играх миллионы людей тратят свое время, силы и здоровье (без преувеличения) на получение… легендарного оружия или любой другой «редкой хрени». Самое интересное, что эта «редкая хрень» когда-то может даже в этом игровом мире ничего особого не значить. Т.е. при получении этой «драгоценности» играть не становится легче, игровой персонаж не становится сильнее и живучее (не забываем и о том, что ведь и этот игровой персонаж — это тоже всего лишь «драгоценность»: от жизни и смерти этого персонажа жизнь игрока не становится ни больше/меньше, ни лучше/хуже). Но люди гонятся за этой «редкой хренью»… вы думаете, с удовольствием? А вот я вас удивлю: далеко-о-о не всегда. Скорее, удовольствие при добыче «редкой хрени» является редчайшим исключением, нежели правилом. Люди стараются, добывают эту «редкость» в надежде, что «вот когда я ее добуду, тогда и жизнь заиграет новыми красками, тогда и начнется что-то… необычное». Но вот она добыча — и… ничего не меняется, ничего важного не происходит, и счастья как не было, так и нет. И, спрашивается, почему же тогда люди клюют на эту «редкостно-хреновую» наживку и тратят свои силы на то, чтобы эту фигню заполучить? — А просто потому, что привыкли.

Мне порой кажется, что это стремление к «редкой хрени» не просто локальная проблема «отдельных индивидуумов», а давно уже всепланетарное бедствие. Оцените хотя бы масштабы «люксовой» промышленности: создаются редкие вещи или услуги (которые сами по себе нахрен никому не нужны: жизнь от них не становится лучше или удобнее), и потом эти редкости продаются тем, кто готов платить именно за «исключительность».

Хотите примкнуть к этой отрасли? — Вот пошаговая инструкция для превращения «редкой хрени» в «драгоценность» (заранее прошу за неприятность используемых слов, но для наглядного и запоминающегося примера пусть будет так).

1. Берем какашку.

2. Красим какашку золотой краской, добавляем пару стразиков и лепим какой-нибудь редкий лейбл типа «SuperShitLuxury»

3. Объявляем на весь мир, что это самая редкая золотая какашка, и второй такой никто и нигде не найдет. Стало быть, обладатель сего будет самым крутым владельцем уникальной какашки.

4. За это, простите, уникальное дерьмо обязательно нужно выставить очень большую цену (иначе ценители редкости не оценят этой редкостной какашки по достоинству).

5. После этого — продаем этот уникальный экземпляр самому раскошелившемуся «счастливчику».

Инструкция готова, пользуйтесь на здоровье.

Вы думаете, что я излишне иронизирую? Отнюдь. Я уверен, вы, дорогие друзья, посмотрев вокруг себя внимательно, легко найдете свои примеры реализации такой схемы «редкой хрени». И, к нашему общему ужасу, вы вдруг можете обнаружить, что и вы тоже стали заложником этой гонки за «золотой какашкой». Да-да, не стоит этого стыдиться. Стыд мешает увидеть собственную ошибку. А вот четкое осознание этой глупой игры помогает протрезветь и сделать для себя выводы, чтобы свести напрасные траты времени и сил в вашей жизни к минимуму. Ведь самая хорошая в этой статье новость заключается вот в чем: никогда не поздно из этой «гонки за хренью» выйти.