Найти в Дзене

Азулежу: знаменитая керамическая плитка

Азулежу - так называют португальские изразцы, чаще всего глазурованную квадратную плитку в традициях Пиренейского полуострова размером около 14x14 см. Само слово пришло в португальский и испанский языки из арабского Зулляйдж, означавшего гладкий полированный камень. Традиционно на Ближнем Востоке для облицовки использовали плитку. Арабские завоевания принесли это ремесло и на Пиренеи. затем мусульмане отступили, а традиция стала развиваться уже на христианской основе. Самые старые азулежу в Португалии относятся к XV веку и орнамент состоит в основном из звёзд. Встречается азулежу и в Испании. Например, добавленные во времена Карла V готические элементы в оформление в традиционном мусульманском стиле в Севильском алькасаре. В XVII веке морские путешествия становятся распространенными, торговля растёт. И под влиянием китайского сине-белого фарфора и голландского фарфора из города Делфт в Португалии мастера азулежу вместо полихромной майолики начинают производить сине-голубые работы, исп

Азулежу - так называют португальские изразцы, чаще всего глазурованную квадратную плитку в традициях Пиренейского полуострова размером около 14x14 см. Само слово пришло в португальский и испанский языки из арабского Зулляйдж, означавшего гладкий полированный камень. Традиционно на Ближнем Востоке для облицовки использовали плитку. Арабские завоевания принесли это ремесло и на Пиренеи. затем мусульмане отступили, а традиция стала развиваться уже на христианской основе.

Азулежу. Королевский дворец в Синтре. Португалия. Фото и информация: https://www.parquesdesintra.pt
Азулежу. Королевский дворец в Синтре. Португалия. Фото и информация: https://www.parquesdesintra.pt

Самые старые азулежу в Португалии относятся к XV веку и орнамент состоит в основном из звёзд.

Деталь азулежу. Кристобаль Августо. 1577 год. Севильский королевский алькасар. Испания. Фото: wikipedia
Деталь азулежу. Кристобаль Августо. 1577 год. Севильский королевский алькасар. Испания. Фото: wikipedia

Встречается азулежу и в Испании. Например, добавленные во времена Карла V готические элементы в оформление в традиционном мусульманском стиле в Севильском алькасаре.

Азулежу в стилистике рококо. XVIII век. Дворец Келуш. Синтра. Португалия. Фото: wikipedia
Азулежу в стилистике рококо. XVIII век. Дворец Келуш. Синтра. Португалия. Фото: wikipedia

В XVII веке морские путешествия становятся распространенными, торговля растёт. И под влиянием китайского сине-белого фарфора и голландского фарфора из города Делфт в Португалии мастера азулежу вместо полихромной майолики начинают производить сине-голубые работы, используя в качестве синей краски кобальт. (Похожее произошло и с нашей Гжелью, и с турецкой керамикой Изника)

Азулежу на городских воротах. Обидуш, Лейрия, Португалия. Фото: wikipedia
Азулежу на городских воротах. Обидуш, Лейрия, Португалия. Фото: wikipedia

В XIX веке внедряются промышленные технологии в производство азулежу.

Рафаэль Бордало Пинейро. Согласие. Фото: wikipedia
Рафаэль Бордало Пинейро. Согласие. Фото: wikipedia

В 1885 году художник Рафаэль Бордало Пинейро (21 марта 1846 – 23 января 1905) открывает фабрику в португальском городе Калдаш-да-Раинья, где в наши дни действует музей, посвящённый его творчеству.

Португальские художники, работающие в стиле Ар-Нуво, обращаются к азулежу.

Собака на фасаде музея Рафаэля Бордало Пинейро. Источник фото: https://www.facebook.com/pg/MuseuBordaloPinheiro/photos/?ref=page_internal
Собака на фасаде музея Рафаэля Бордало Пинейро. Источник фото: https://www.facebook.com/pg/MuseuBordaloPinheiro/photos/?ref=page_internal
Ваза Бетховен. Рафаэль Бордало Пинейро. Фото: wikipedia
Ваза Бетховен. Рафаэль Бордало Пинейро. Фото: wikipedia

Жорже Коласо (1868 - 1942) пробует применять техники масляной живописи при производстве азулежу. Получают распространение фольклорные и исторические сюжеты.

Жорже Коласо, Эпизод из сражения при Алжубарроте 1385 года между португальскими и кастильскими войсками. Около 1922 года. Лиссабон, Португалия. Фjто: wikipedia
Жорже Коласо, Эпизод из сражения при Алжубарроте 1385 года между португальскими и кастильскими войсками. Около 1922 года. Лиссабон, Португалия. Фjто: wikipedia

Во второй половине XX века португальский художник Мария Кейл (9 августа 1914 – 10 июня 2012) использовала для оформления Лиссабонского метро изразцы с мотивами современного искусства.

Мария Кейл. Изразцы на станции Ангел метро Лиссабона. Фото: wikipedia
Мария Кейл. Изразцы на станции Ангел метро Лиссабона. Фото: wikipedia
Мария Кейл. "Море". Азулежу. 1958-59 года. Лиссабон. Фото: wikipedia
Мария Кейл. "Море". Азулежу. 1958-59 года. Лиссабон. Фото: wikipedia

Есть в Португалии даже Национальный музей азулежу в Лиссабоне с самой большой коллекцией португальской плитки в мире.

Торговая площадь. Элемент панорамы Лиссабона до землетрясения 1775 года. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон, Португалия. Фото: wikipedia
Торговая площадь. Элемент панорамы Лиссабона до землетрясения 1775 года. Азулежу. Национальный музей азулежу, Лиссабон, Португалия. Фото: wikipedia

На просторах интернета я даже нашёл видео с панорамой сорокаметровой длины, на которой изображён Лиссабон до разрушившего его землетрясения 1775 года.

Азулежу и в наши дни живо и является по-настоящему национальным искусством Португалии.

Современное азулежу в оформлении столицы Португалии - Лиссабона. Фото: http://azulejos.fr/index_en.html
Современное азулежу в оформлении столицы Португалии - Лиссабона. Фото: http://azulejos.fr/index_en.html

Автор статьи - Лямшин Илья Николаевич