Найти тему
Жизнь по любви

Почему люди видят нас искаженно.

«Коты, одетые актерами Кабуки», Утагава Куниеси, 1842 г.
«Коты, одетые актерами Кабуки», Утагава Куниеси, 1842 г.

Когда Саша смотрит на Машу, он видит не совсем Машу, а некий образ. Этот образ может включать качества самого Саши, качества Сашиной мамы (реальные или желаемые для Саши), убеждения Сашиного папы по поводу женщин и т.д. Об этом было в предыдущей статье «Почему мы видим людей искаженно». Но также в этот искаженный образ вносит вклад и сама Маша, а также и ее семейная система. Сегодня поговорим об этом. Что может транслировать Маша и почему.

1. Отношение к Маше ее родителей и других значимых людей:

  • Неозознаваемое. Машина мама увидела новорожденную малютку и испытала отвращение «Фу, какая противная, волосатая, сморщенная». Мама этого и не осознала, но на Маше могла появиться «печать» внутренних ощущений, что она такая.
  • Осознаваемое, но не проговариваемое вслух, а транслируемое невербально. Мама закатывает глаза, хватается за сердце и бежит пить валерианку. Мама не говорит, что Маша виновата, но Маша догадывается.
  • Осознаваемое и явно озвучиваемое. «Ну ты и дура!» говорит Машин папа, когда выпьет.

Когда Саша видит Машу, он еще ничего о ней не знает, но уже чувствует, что она «противная, волосатая, может всю жизнь испортить и еще и дура». Хотя Маша очень умна, ничего плохого не сделала и не собиралась, и с кожно-волосяным покровом все в порядке.

2. Образ другого человека, который транслировали Маше ее родители и другие значимые люди. Осознанно или нет. Мама могла видеть в Маше свою маму, а папа – свою первую любовь. Папа вряд ли признается, а мама могла и вслух говорить «ты как бабушка, такая же…», хотя Маша совсем не такая. Новые знакомые могут видеть в Маше качества той самой бабушки и даже «ошибочно» называть Машу другим именем (бабушки или папиной первой возлюбленной).

3. Образ идеальной Маши, который транслировали ей родители и другие значимые люди. «Какой нужно быть, чтобы тебя любили». Это могло проговариваться вслух, подразумеваться или даже не осознаваться родителями, но Маша это чувствовала. Маша может подстроиться под этот образ и действовать так, как если бы она была такая на самом деле, например, не показывать злости, подавлять ее, как будто она и правда не злится. Может «прикидываться» и транслировать его (как бы быть в маске – «я добрая»). А может срастись с ним и поверить в него сама. Как вариант может быть еще и анти-образ, но суть та же.

4. Идеальный образ Маши, который она сама придумала, например, что нужно быть идеальной хозяйкой. Аналогично предыдущему варианту: Маша могла подстроиться под него, транслировать или срастись.

5. Тень Маши. То, что Маша в себе не признает и не хочет на это смотреть, порой бывает хорошо заметно чувствительным людям. Маша позиционирует себя как «добрую». При этом люди видят гигантских размеров агрессию. Хотя сама по себе Маша и не «добрая», и не «злая», а «обычная».

6. Маша проявляется из разных своих состояний разными своими гранями (субличностями). Например, в какой-то момент Маша может оставит впечатление «взбалмошной», хотя большую часть времени они вполне последовательна и рассудительна. Чем более Маша целостна, чем в большем контакте со своими гранями и чем лучше умеет управлять проявлением своих субличностей, тем более целостное впечатление она оставит.

7. Машу вообще может быть «не видно»:

  • Маше настолько страшно показаться в мире вообще, что она как бы прячется и её как будто и не замечают. Бывает так – вроде пообщаешься с человеком, а потом и не помнишь ни его лица, ни одежды, ни разговора и даже, что он вообще был.
  • Маша подстраивается под другого, «мимикрирует». Как героиня Джулии Робертс в фильме «Сбежавшая невеста».
  • Маше не только страшно, но еще и стыдно быть собой, поэтому она прячется и «не отсвечивает».
  • Машу убедили, что она «ничто», поэтому ее как будто не видно.
  • Маша еще как бы и не сформировалась. Она не знает, какая она. Она как бы еще не выбрала себя и какая она. (Какие-то черты, конечно, есть, например, темперамент и иже с ним, но это не воспринимается как Маша, это как бы что-то отдельное).
  • Маша не знает, какая она и боится знать. Т.е. она сформировалась, но она боится это видеть. Тогда она может транслировать в мир все что угодно или ничего.

Что делать: постепенно проживать страх, стыд, боль, постепенно узнавать себя, постепенно отделять от себя чужие образы и ожидания. Терапия помогает посмотреть на себя через «прямое» зеркало, а не через «кривое».