Бортевое пчеловодство. Изначально наши предки, как и на всей земле, мёд и продукты пчеловодства добывали единственно известным способом – находили в лесах в дуплах - гнезда диких пчел и разоряли их, забирая мед. Естественно такой способ добычи меда был нерационален и всецело зависел от матушки природы. Для более качественного сбора мёда нашими предками было придуман такой вид добычи меда, как бортевое пчеловодство. На нашей Родине письменность зародилась около 10 века, к тому времени наши пращуры всецело перешли к бортевому пчеловодству, то есть пасечники делали борти.
Борть – сделанное искусственно дупло в стволе дерева - колода с выдолбленной сердцевиной, которые размещали сразу по несколько штук на дерево. В такой колоде – борти спереди делали широкое отверстие – щель и закрывали её кусками дерева, оставляя пчёлам леток. Убирая эти деревяшки, наши предки получали доступ к мёду, который можно было срезать либо проделать иные работы. На тот момент развития Руси эта технология добычи мёда была намного лучше, чем содержание пчёл в диком дупле.
Борти являлись личным имуществом пчеловода и ценились очень дорого. В «Русской правде» и укладе законов Ярослава Мудрого, штраф за княжескую борть составлял равную штрафу за княжеского коня и равнялся 3-м гривнам. А за поврежденную межу бортевых угодий штраф составлял 12 гривнам. Также высокий был штраф за порубку дерева с живущими пчёлами и равнялся 6 гривнам – естественно дико живущие пчёлы ценились выше. В дуплах таких деревьев мог находиться собранный за несколько лет мёд. Современникам известны случаи, когда пчёлы полностью заливают все ячейки мёдом и потом улетают, потому что пчелиной матке некуда откладывать яйца, пчелосемья под угрозой вымирания меняет гнездо на новое.
С приходом православия на Русь потребность в воске намного увеличилась, так как оправление религиозных церемоний стало требовать много свечей. Борти стали убираться из лесов, и устанавливались для удобства обслуживания рядом с жилищами. Также во многих православных монастырях, коих на Руси стало изрядное количество, тоже организовали содержание пчелосемей, которые обеспечивали монахов мёдом и воском – для изготовления свечей. При этом работа с пчёлами объявлялась богоугодным делом. Святые Зосима и Саватий, а также монахи Соловецкого монастыря, объявились церковью покровителями пчеловодства на Руси. Лесные насаждения вырубались для хозяйственных целей, а пчёл в бортях расставляли на земле. Отсюда и появилось слово «пасека» – дословно «на месте сечи», то есть рубки леса.