Найти тему
Военный музей

Космонавтика в мюнхенском Немецком музее

В этой записи я кратко расскажу про "космические" экспонаты одного из крупнейших политехнических музеев мира - Немецкого музея в Мюнхене. Предыдущие серии этого затянувшегося триллера:

- общий обзор музея
-
авиационная коллекция
-
морская коллекция

Главный экспонат - это, разумеется, бабушка (или матушка?) двух последующих космических программ (советской и американской) - Агрегат А-4, она же Фау-2. Ну, или просто - оружие возмездия V2.

1. Слегка препарированный оригинал ракеты V2
1. Слегка препарированный оригинал ракеты V2
2. Оригинал ракеты не помещается в кадр. Впрочем, в размеры здания ракета то же не вписывается, пришлось даже сделать специальное отверстие в крыше
2. Оригинал ракеты не помещается в кадр. Впрочем, в размеры здания ракета то же не вписывается, пришлось даже сделать специальное отверстие в крыше
3. Носовая часть V2
3. Носовая часть V2

Процитирую соответствующую выдержку из своего же отчёта про бывший немецкий ракетный полигон в Пенемюнде, где испытывались V2:

"Ракета являлась одноступенчатой, имела жидкостный ракетный двигатель. На активном участке траектории ракета управлялась автономной гироскопической системой управления, включавшей в себя программный механизм и приборы измерения скорости. Максимальная скорость полёта достигала 6120 км/ч с дальностью полёта до 320 км. Итоговое количество боевых запусков ракеты: 3225."

Вообще, продвинутость немецкой науки и техники в то время впечатляет. Вот линейка запланированных к разработке ракет. "Большие" ракеты начинались с изделия А-4 (Фау-2), последние два варианта - А-9 и А-10 - предназначались для межконтинентальных ударов по территории США:

4. Линейка развития нацистских ракет. Источник фото: commons.wikimedia.org
4. Линейка развития нацистских ракет. Источник фото: commons.wikimedia.org

Хорошо, что немцев вовремя остановили. Иначе картина разрушений некоторых европейских городов стала бы реальностью не только в для Лондона и Антверпена (основные цели для этих ракет), но и для Москвы, и для Вашингтона с прочими Нью-Йорками...

5. Результат применения V2 по Лондону в 1944 г. Источник фото: commons.wikimedia.org
5. Результат применения V2 по Лондону в 1944 г. Источник фото: commons.wikimedia.org

В итоге, захваченная документация, образцы техники и специалисты создали решающий задел для начала как американской, так и советской космических программ (в США поехали, в основном, ведущие инженеры и руководители проектов, в СССР - скорее руководители отделов и рядовые инженеры и технологи). Кстати, использование в СССР труда "рядовых" немецких специалистов привело к более быстрой отдаче, ибо люди знали не только "что делать" в теории, но и "как это сделать" на практике.

6. Советская и европейская космические программы на примере моделей ракет.  Хорошо виден Агрегат А-4 (он же Фау-2) в самом начале советской программы
6. Советская и европейская космические программы на примере моделей ракет. Хорошо виден Агрегат А-4 (он же Фау-2) в самом начале советской программы

Небольшое отступление о том, как проходила послевоенная передача опыта немецкими специалистами в СССР. Обычно это происходило так: первый год (примерно) уходил на чистое обустройство - как бытовое, с семьями, так и наладка на новых местах вывезенного из Германии трофейного оборудования.

Затем несколько лет доводятся до ума или восстанавливаются прошлые, чисто немецкие разработки, включая экспериментальные (например, самолёт Ju EF 150 у авиаторов или V2 у ракетчиков). Параллельно в немецкие коллективы внедряются советские инженеры и техники - для постепенного набирания опыта. Сначала они работают под руководством немецких инженеров.

Затем начинаются новые проекты с более продвинутыми заданными характеристиками, чем были до этого у немцев. Часть немцев отпускают домой, их работу теперь выполняют советские специалисты. После успеха таких проектов (пример: турбовинтовой авиадвигатель НК-12, до сих пор эксплуатирующийся на бомбардировщиках Ту-95 и транспортных самолётах Ан-22) оставшихся немецких специалистов отстраняют от работы, перевозят в другое место и на год оставляют в безделье - что бы они "забыли про все дела". Одной группе, правда, разрешили разработать для ГДР реактивный пассажирский самолёт проекта "Бааде 152", про это я как-нибудь напишу отдельно.

Так вот, такая организация труда позволила СССР довольно быстро "догнать и перегнать" немцев при помощи самих же немцев. А так же подтянуть своих специалистов, что очень важно. Но в ПЕРСПЕКТИВЕ это не дало такого эффекта, как у американцев, взявших себе "лучшие умы", давшие им гражданство и престижные должности - хоть те и долго раскачивались. Т.е. наш Гагарин полетел первым, при абсолютно убогих попытках американцев сначала "успеть", а потом уже "повторить". Сравнение их первого корабля "Меркурий" (его капсула здесь на фото 9) с советским "Востоком" - это как дешёвая китайская подделка и солидная фирменная вещь. Но уже через 10 лет всё поменялось, и старый фон Браун нашёл правильное решение, а конкурирующие советские ракетные КБ, где уже и следа не осталось от немцев - нет. И Луна осталась за американцами. Что сейчас творится в РФ с советским космическим наследием - это уже, конечно, просто позор.

7. Американская космическая программа в виде моделей
7. Американская космическая программа в виде моделей

Замечание для некоторого соблюдения политкорректности: американская космическая программа так же начиналась с V2, просто я не смог скомпоновать кадр так, что бы туда поместились одновременно и V2, и Сатурн-5 :(

8.  Не могу не привести здесь эту фотографию. Запуск баллистической ракеты  V2 с палубы американского авианосца "Мидуэй" (CV-41) 6-го сентября 1947 г.. 
Источник фото: U.S. Navy All Hands magazine December 1947
8. Не могу не привести здесь эту фотографию. Запуск баллистической ракеты V2 с палубы американского авианосца "Мидуэй" (CV-41) 6-го сентября 1947 г.. Источник фото: U.S. Navy All Hands magazine December 1947

Теперь переходим к мирному космосу.

9. Макет уже упоминавшегося одноместного орбитального пилотируемого корабля "Меркурий", выполненный по схеме капсулы
9. Макет уже упоминавшегося одноместного орбитального пилотируемого корабля "Меркурий", выполненный по схеме капсулы

"Меркурий" (Mercury) - это первая американская пилотируемая космическая программа, а так же общее название серии космических кораблей.

10. Тушка космонавта внутри
10. Тушка космонавта внутри

Довольно обширная часть "космических" экспонатов посвящена американской лунной программе.

11.  Муляж американского лунохода из миссии Apollo-15. Оригинальные луноходы  из миссий 15, 16 и 17 проехали в сумме 90 км по поверхности Луны. Они  могли перевозить 2-х космонавтов и немного груза. Производитель:  фирма Boeing  (1971 г.)
11. Муляж американского лунохода из миссии Apollo-15. Оригинальные луноходы из миссий 15, 16 и 17 проехали в сумме 90 км по поверхности Луны. Они могли перевозить 2-х космонавтов и немного груза. Производитель: фирма Boeing (1971 г.)
12.
12.
13. Для иллюстрации - фото оригинального объекта, сделанное в ходе миссии  Аполло-17 - последнего (на данный момент) пилотируемого полёта на Луну.
Источник фото: NASA, http://grin.hq.nasa.gov
13. Для иллюстрации - фото оригинального объекта, сделанное в ходе миссии Аполло-17 - последнего (на данный момент) пилотируемого полёта на Луну. Источник фото: NASA, http://grin.hq.nasa.gov
14. Качественная инсталляция лунных похождений, песочек можно потрогать руками
14. Качественная инсталляция лунных похождений, песочек можно потрогать руками
15. Стенд с фототехникой для размещения на спутниках
15. Стенд с фототехникой для размещения на спутниках
16. А вот и сами спутники
16. А вот и сами спутники
17.
17.
18. Модель космодрома на мысе Канаверал, вероятно в 1960-е годы
18. Модель космодрома на мысе Канаверал, вероятно в 1960-е годы

Следует отметить, что этот музей посещают массы местных школьников, целыми классами. Как я понял, существует возможность проведения "выездных" уроков физики, математики, истории и т.п. - с поддержкой местных специалистов. При этом появляется прекрасная возможность заинтересовать мелюзгу в изучении предмета, а так же показать, "как это вглядит" и "зачем это всё надо".

19. Центр управления каким-то погодным спутником
19. Центр управления каким-то погодным спутником
20. На крыше музея присутствуют некоторые астрономические артефакты
20. На крыше музея присутствуют некоторые астрономические артефакты

Спасибо за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось.

Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен

Я всегда рад новым друзьям и читателям! Добавляйтесь, читайте и комментируйте меня также в LiveJournal - Instagram - Facebook - ВК - twitter