В этой записи я кратко расскажу про "космические" экспонаты одного из крупнейших политехнических музеев мира - Немецкого музея в Мюнхене. Предыдущие серии этого затянувшегося триллера:
- общий обзор музея
- авиационная коллекция
- морская коллекция
Главный экспонат - это, разумеется, бабушка (или матушка?) двух последующих космических программ (советской и американской) - Агрегат А-4, она же Фау-2. Ну, или просто - оружие возмездия V2.
Процитирую соответствующую выдержку из своего же отчёта про бывший немецкий ракетный полигон в Пенемюнде, где испытывались V2:
"Ракета являлась одноступенчатой, имела жидкостный ракетный двигатель. На активном участке траектории ракета управлялась автономной гироскопической системой управления, включавшей в себя программный механизм и приборы измерения скорости. Максимальная скорость полёта достигала 6120 км/ч с дальностью полёта до 320 км. Итоговое количество боевых запусков ракеты: 3225."
Вообще, продвинутость немецкой науки и техники в то время впечатляет. Вот линейка запланированных к разработке ракет. "Большие" ракеты начинались с изделия А-4 (Фау-2), последние два варианта - А-9 и А-10 - предназначались для межконтинентальных ударов по территории США:
Хорошо, что немцев вовремя остановили. Иначе картина разрушений некоторых европейских городов стала бы реальностью не только в для Лондона и Антверпена (основные цели для этих ракет), но и для Москвы, и для Вашингтона с прочими Нью-Йорками...
В итоге, захваченная документация, образцы техники и специалисты создали решающий задел для начала как американской, так и советской космических программ (в США поехали, в основном, ведущие инженеры и руководители проектов, в СССР - скорее руководители отделов и рядовые инженеры и технологи). Кстати, использование в СССР труда "рядовых" немецких специалистов привело к более быстрой отдаче, ибо люди знали не только "что делать" в теории, но и "как это сделать" на практике.
Небольшое отступление о том, как проходила послевоенная передача опыта немецкими специалистами в СССР. Обычно это происходило так: первый год (примерно) уходил на чистое обустройство - как бытовое, с семьями, так и наладка на новых местах вывезенного из Германии трофейного оборудования.
Затем несколько лет доводятся до ума или восстанавливаются прошлые, чисто немецкие разработки, включая экспериментальные (например, самолёт Ju EF 150 у авиаторов или V2 у ракетчиков). Параллельно в немецкие коллективы внедряются советские инженеры и техники - для постепенного набирания опыта. Сначала они работают под руководством немецких инженеров.
Затем начинаются новые проекты с более продвинутыми заданными характеристиками, чем были до этого у немцев. Часть немцев отпускают домой, их работу теперь выполняют советские специалисты. После успеха таких проектов (пример: турбовинтовой авиадвигатель НК-12, до сих пор эксплуатирующийся на бомбардировщиках Ту-95 и транспортных самолётах Ан-22) оставшихся немецких специалистов отстраняют от работы, перевозят в другое место и на год оставляют в безделье - что бы они "забыли про все дела". Одной группе, правда, разрешили разработать для ГДР реактивный пассажирский самолёт проекта "Бааде 152", про это я как-нибудь напишу отдельно.
Так вот, такая организация труда позволила СССР довольно быстро "догнать и перегнать" немцев при помощи самих же немцев. А так же подтянуть своих специалистов, что очень важно. Но в ПЕРСПЕКТИВЕ это не дало такого эффекта, как у американцев, взявших себе "лучшие умы", давшие им гражданство и престижные должности - хоть те и долго раскачивались. Т.е. наш Гагарин полетел первым, при абсолютно убогих попытках американцев сначала "успеть", а потом уже "повторить". Сравнение их первого корабля "Меркурий" (его капсула здесь на фото 9) с советским "Востоком" - это как дешёвая китайская подделка и солидная фирменная вещь. Но уже через 10 лет всё поменялось, и старый фон Браун нашёл правильное решение, а конкурирующие советские ракетные КБ, где уже и следа не осталось от немцев - нет. И Луна осталась за американцами. Что сейчас творится в РФ с советским космическим наследием - это уже, конечно, просто позор.
Замечание для некоторого соблюдения политкорректности: американская космическая программа так же начиналась с V2, просто я не смог скомпоновать кадр так, что бы туда поместились одновременно и V2, и Сатурн-5 :(
Теперь переходим к мирному космосу.
"Меркурий" (Mercury) - это первая американская пилотируемая космическая программа, а так же общее название серии космических кораблей.
Довольно обширная часть "космических" экспонатов посвящена американской лунной программе.
Следует отметить, что этот музей посещают массы местных школьников, целыми классами. Как я понял, существует возможность проведения "выездных" уроков физики, математики, истории и т.п. - с поддержкой местных специалистов. При этом появляется прекрасная возможность заинтересовать мелюзгу в изучении предмета, а так же показать, "как это вглядит" и "зачем это всё надо".
Спасибо за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось.
Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен
Я всегда рад новым друзьям и читателям! Добавляйтесь, читайте и комментируйте меня также в LiveJournal - Instagram - Facebook - ВК - twitter