Найти тему

Родители любят своих детей или... думают, что любят

«Путь личностного развития ребенка и формирования его жизненной позиции зависит от того, как мы строим повседневные контакты с ним. Ни один из отдельных эпизодов не обещает каких-то грандиозных последствий, но поражает другое: как эти незаметные события в перспективе образуют ткань удавшейся или довольно несчастливой жизни». Бруно Беттельгейм
«Путь личностного развития ребенка и формирования его жизненной позиции зависит от того, как мы строим повседневные контакты с ним. Ни один из отдельных эпизодов не обещает каких-то грандиозных последствий, но поражает другое: как эти незаметные события в перспективе образуют ткань удавшейся или довольно несчастливой жизни». Бруно Беттельгейм

Я часто сталкиваюсь с непониманием родителей, которые приводят ко мне своих детей, когда я говорю им, что ребенку не хватает любви и внимания. Они начинают убеждать меня, что постоянно общаются с ребенком и что он просто окружен любовью и вниманием, и что они делают для него все, что необходимо. Парадокс? Или не понимание того, как на самом деле проявляются любовь и внимание?

Мамы и папы любят своих детей и делают для них все возможное. И они не сомневаются в своей любви к детям и считают, что все делают правильно и во благо ребенка. Но давайте посмотрим, что происходит на самом деле, и как чувствуют себя при этом сами дети. И как проявляются любовь и нелюбовь…

В первую очередь дети ждут от родителей эмоционального тепла и поддержки, без которых они чувствуют себя беззащитными и беспомощными. С самого раннего возраста им необходимо эмоциональное участие взрослых и их сопереживание его проблемам, их понимание, поддержка и любовь. Но что получается в реальности? Родители, с высоты своего возраста не воспринимают проблемы и потребности ребенка как значимые. И, считая их не стоящими внимания, проявляют именно нелюбовь:

Подумаешь, уронила зайку в грязь, не плачь, люди смотрят, не позорь меня.
Не мешай мне, не лезь со своей ерундой. Вот бестолковый!
Что ты переживаешь из-за такой глупости.
Подумаешь, это всего лишь резинка для волос, у тебя их полно.
Ты должен понимать.
Ты должен справляться сам.
Зачем тебе это? Вполне можно обойтись.
Сиди тихо и не ной.
Перестань плакать, а то больше не пойдешь со мной.
Делай как я сказал(а).
Хочешь пригласить друга вечером? Нет, нельзя, мне это неудобно.

В итоге ребенок слышит: Мне все равно, что ты чувствуешь, меня не интересуют ни твое мнение, ни твои потребности, ты будешь делать то, что мне нужно, несмотря ни на что. Так как я все для тебя делаю и лучше знаю как надо.

Но если бы родитель хоть на секунду представил, что испытывает ребенок, воспринимающий мир не так, как взрослый, он никогда не произнес бы ни одну из подобных фраз. Очень многие родители не могут понять, почему нарушается контакт с детьми, несмотря на любовь и все воспитательные старания.

-2

Так что же делать?

Для начала необходимо понять, что же такое любовь и внимание. Любовь – это, прежде всего, бережное отношение к тому, кого мы любим. Проявление уважения к его желаниям, потребностям, чувствам, личному пространству и особенностям. Даже если эти самые потребности и желания не имею для вас никакой ценности и кажутся абсолютно глупыми. Быть внимательным – это значит делать не то, что вы считаете нужным, а то, что действительно нужно и важно для того, к кому мы проявляем внимание.

Любить – значит уважать достоинство человека, которого я люблю. Если я тебя люблю, я вижу в тебе самостоятельного, не зависящего от меня человека. Я уважаю твои нравственные ценности, мысли и чувства. Я не настаиваю на том, чтобы ты отказался от своей индивидуальности ради соответствия моим представлениям о тебе. Я могу позволить тебе сохранить свою самобытность, я даже буду содействовать этому. Я не стану обращаться с тобой как с вещью, и не буду использовать тебя для удовлетворения своих потребностей.

Будьте на стороне ребенка даже тогда, когда он ведет себя плохо. Детям необходимо чувствовать, что они любимы не смотря ни на что.

Помните о возрастных особенностях ребенка, которые не позволяют ему дать вам то, что вы от него требуете. Например, дети приблизительно до семи лет не могут долго сидеть спокойно из-за особенностей созревания долей головного мозга. Проявив понимание и поддержку, вы дадите ребенку возможности для гармоничного роста и развития. Настаивая на своих требованиях, вы развиваете в ребенке чувство собственной неполноценности. неуверенность в себе, застенчивость и неврозы. Ведь он думает, что он плохой и неправильный, раз не может сделать то, что от него требуют.

И, самое главное:

Ни один специалист, как бы хорош он не был, не сможет вам точно сказать, что нужно и в каких количествах вашему ребенку. Это просто невозможно просчитать, это может почувствовать только любящий и внимательный родитель.

Поэтому всегда смотрите на ребенка. Не следует потакать капризам, но, если ребенку что-то действительно важно и необходимо, то он это покажет, у него все написано на лице. Если ваши воспитательные воздействия вызывают у ребенка недовольство, то в этом нет ничего страшного. Но, если воспитательные воздействия вызывают обиду, чувство унижения и несправедливости, то эти воздействия, какими бы правильными с вашей точки зрения они не были, необходимо тут же прекратить. Потому что страдания всегда разрушают личность, создают психотравмирующую ситуацию и нарушают психоэмоциональное развитие ребенка.

А помощь специалиста заключается в проработке внутриличностных проблем родителя, негативно влияющих на взаимоотношения с ребенком, в пополнении знаний родителей в области воспитания ребенка, в обучении навыкам понимания и чувствования своего ребенка. Также детский и подростковый психолог поможет выделить те особенности поведения и развития ребенка в данный период его жизни, которые требуют вашего внимания в первую очередь.