История метода
Биоэнергетический Анализ тела берет свои истоки от Вегетотерапии Вильгельма Райха, ученика и последователя Фрейда, который стал впоследствии ярым критиком Фрейда. Райх ввел концепцию панциря характера, означающую, что определенные эмоционально травматические переживания, часто связанные с ранним детством, могут вызвать существенное хроническое напряжение определенных мышечных областей, а вместе с ним и изменения эмоционального состояния. «Анализ характера», самая известная работа Райха (Reich, 1945), описывает и объясняет физические и выразительные структуры тела и характера с точки зрения некоторых неврозов и представляет читателю ряд психотерапевтических телесно-ориентированных техник. Два его ученика (и пациента), Джон Пьерракос и Александр Лоуэн, взяли идеи Райха для создания собственных методов. В то время как Пьерракос разработал направление телесно-ориентированной психотерапии, известное как «Core Energetics», Александр Лоуэн разработал свое направление, известное сегодня как Биоэнергетический Анализ.
Александр Лоуэн (1958, 1975), основываясь на собственных опытах с Вильгельмом Рейхом и очень внимательно изучая его пациентов с точки зрения физической структуры, внешнего вида, подвижности конечностей, грудной клетки и таза, мимики лица, выражения глаз, дыхательных паттернов и жестов, пришел к выводу, что можно выделить пять основных личностных структур: шизоидный, оральный, мазохистский, нарциссический и ригидный характеры. Эти структуры базируются на Фрейдовской концепции фаз психосексуального развития, которые были впоследствии изучены и объяснены Келеманом (1981), а также Джонсоном (1985). Келеман уделяет больше внимания анатомии человека, а Джонсон в большей степени привержен классической теории Фрейда. В зависимости от того, на каком этапе развития возникли определенные нарушения или травмы, при повторяющихся попытках справиться с ними возникает одна или другая черта характера, которая отражается также в физической структуре тела человека.
Александр Лоуэн также разработал так называемое «чтение тела», при помощи которого он практически мог читать структуру характера личности, анализируя структуру тела и структуру мышечного напряжения. Его теоретические и практические концепции полностью основаны на личных наблюдениях и нуждались в научных доказательствах. Международное Биоэнергетическое сообщество активно работает в течение многих лет, чтобы получить такие доказательства.
Применение Биоэнергетического Анализа
Биоэнергетический Анализ является методом телесно—ориентированной психотерапии для взрослых, страдающих невротическими и психосоматическими расстройствами. Насколько его применение может быть успешным для психотиков в настоящее время неизвестно, так как еще нет научных публикаций, описывающих лечение этих расстройств. Также применение Биоэнергетического Анализа при работе с детьми (Ventling 2001) находится все еще в начале своего развития, но публикации начинают появляться. Из справок и данных исследований, проводимых международным Биоэнергетическим сообществом, мы знаем, что большинство взрослых пациентов, подлежащих лечению Биоэнергетическим Анализом, могут быть классифицированы в соответствии с ICD—10 как принадлежащие к классу F4: невротические расстройства, такие как фобические, панические, тревожные, компульсивные расстройства, проблемы с адаптацией, депрессии с психосоматическими осложнениями и без них и т. д. Меньшая часть пациентов может быть отнесена к классу F6 (расстройства личности и поведения), а так же к классу F3 (аффективные расстройства). (Gudat 1997; Ventling & Gerhard 2000, Bertschi, 2003).
Терапия
Биоэнергетическая терапия начинается со сбора детальной информации о клиенте. Изучается нынешняя жизненная ситуация, история развития личности, включая пренатальный, натальный и постнатальный период, а также историю болезни, опыт в отношениях и их качество. Выражение тела, поза, мышечное напряжение, мышечные блоки в разных отделах тела, степень живости и осознанности тела тщательно изучаются и, предположительно, связываются со структурой характера, которая, кажется, более всего соответствует данному человеку. Таким образом, терапевт получает представление о жизненных целях клиента, его фундаментальных проблемах и характерных стратегиях их решения.
Первоначальная гипотеза может меняться в ходе терапии, но она дает практическую ориентацию терапевту для структурирования словесной и невербальной информации, а также сигналов тела. Эти первые впечатления говорят терапевту о том, чего ожидать от клиента с точки зрения реакций, сопротивлений и т. д. Используются методы, которые касаются энергетического аспекта личности, включая ее самовосприятие, самовыражение и самообладание. Цель терапии — это больше, чем отсутствие симптомов — это: живость тела, получение удовольствия от радости, любви — энергетического здоровья.
Вербальный подход начинается с рассказа клиента, при этом терапевт обращает внимание не только на слова, но и на эмоциональные нюансы и связанные с ними телесные реакции, чему затем уделяется основное внимание, что позволяет клиенту лучше себя осознавать и выражать. Вербальные интервенции и интерпретации терапевта направлены на содействие терапевтическому процессу посредством понимания текущего опыта клиента в терапевтической сессии и его связи с его прошлым опытом.
Телесный подход заключается в работе с углублением дыхания, улучшения восприятия и осознания тела, а также работу с границами, заземлением и пониманием мышечной напряженности как признаком соматической и психологической защиты от прошлой травмы.
Это можно сделать при помощи широкого спектра упражнений — в позах напряжения, в состоянии расслабления или в разных формах движения. Одна из целей состоит в том, чтобы способствовать и поддерживать самопроизвольное эмоциональное выражение клиента и привести его к сознательному размышлению. (Lowen 1980, 1981, Dietrich 2004, Steinmann, 2002).
Мы различаем так называемые «упражнения» и телесные вмешательства. Лоуэн (Lowen & Lowen 1979) и несколько его последователей (Sollmann 1988, Dietrich & Pechtl 1991) описали физические «упражнения», целью которых является лучшее осознание своего тела и его частей, особенно напряженных, а также ощущение своего тела более живым, более «вибрирующим», как говорил Лоуэн. Некоторые упражнения предназначены для того, чтобы «поставить человека на ноги», помочь почувствовать землю («заземление»), другие — помочь ему чувствовать себя свободнее. В конечном итоге эффект заключается в том, что клиент становится более чувствителен и открыт для чувств, таких как грусть, гнев, страх, отчаяние и т. д., и осмеливается их проявить. Эти упражнения могут быть предложены клиенту во время терапевтического сеанса или группового сеанса или в качестве домашнего задания.
Телесное вмешательство это другое: здесь мы можем отразить определенный жест или выражение лица или предложить занять позу напряжения или даже сделать катарсическое движение, что позволяет выявить скрытое чувство, которое заметил терапевт.
Роберт Льюис, доктор медицины, член факультета IIBA, описывает свою миссию в качестве терапевта: «Когда у вас нет слов для ваших чувств, для описания того, что случилось с вами и чего вам не хватает, мы слушаем внутренний резонанс вашего тела, вызванный глубинными процессами. Мы помогаем вам ощущать и усиливать этот внутренний резонанс, пока он не выйдет на поверхность и не войдет в ваше сознание. Но мы также внимательно слушаем ваши слова, которые нас сильно трогают, когда они исходят из самой глубины. Мы приглашаем вас отдаться духу вашего тела и тело — вашему духу — и при этом обрести ваше истинное Я».